ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 26.12.2022

Поделиться

Данная статья посвящена особенностям воспитания в семьях детей, имеющих нарушения психического развития. Проведенное исследование позволяет утверждать, что с помощью семейного воспитания можно благоприятно воздействовать на скорейшее развитие психической составляющей ребенка с нарушением психического развития.

Дети с задержкой психического развития являются одной из самых проблемных и многочисленных групп[1, с.1]. Семейное воспитание прямым образом влияет на коррекцию столь распространенной проблемы, как нарушение психического развития у детей. Определяющую роль в решении данной проблемы играет фактор времени, ведь в становлении личности ребенка с нарушениями психического развития наиболее благоприятен именно дошкольный возраст, когда развиваются все психические функции, такие как мышление, память, эмоции, восприятие. Именно с помощью семейного воспитания можно благоприятно воздействовать на скорейшее развитие психической составляющей ребенка с нарушением психического развития. В качестве метода исследования был выбран социологический опрос в формате анонимного анкетирования среди родителей тех детей, которые имеют нарушения психического развития. Проведение анкетирования предполагает решение ряда вопросов: организационных, методологических и методических[2, с.3]. В результате анонимного анкетирования было опрошено 15 родителей, у которых дети имеют нарушения психического развития.

Рисунок 1. Оценка влияния семейного воспитания на детей с нарушениями психического развития.

Исходя из рисунка 1, можно сделать вывод, что 13 родителей (87% от числа опрошенных) отмечают положительную динамику у своих детей с нарушениями психического развития. Это, несомненно, высокий показатель, что подтверждает актуальность темы. Однако, 2 родителей (13% респондентов) ответили, что не отмечают изменений у детей с психическими нарушениями, что указывает на наличие проблемы, требующей проведения дальнейшей работы.

  Рисунок 2. Часто используемые методы для коррекции психических нарушений у детей.

На основании полученных данных из рисунка 2, из 15 родителей, которые воспитывают детей с нарушениями психического развития, большинство (60% -9 человек) используют игротерапию как метод коррекции психических нарушений у своих детей. Это говорит о результативности данного метода в сравнении с остальными ввиду его простоты применения и доступной формы понимания ребенком. Также отметили арттерапию как популярный метод коррекции психических отклонений у детей (40% респондентов – 6 родителей). Это, в свою очередь, также говорит о доступности данной методики и информированности родителей. Стоит также отметить, что такие методы, как аутогенная тренировка, поведенческий тренинг и метод десенсибилизации не были отмечены среди родителей, из чего следует недостаточная информированность родителей по методам коррекции психических нарушений у детей. В младшем школьном возрасте у воспитанных вне семьи детей наблюдается дисгармоничность в интеллектуальной сфере, неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность[3, с.59]. Это подтверждает актуальность темы и склоняет к развитию психологии семейного воспитания для широкого распространения методик и влияния родителей на коррекцию у детей психических нарушений. Разнообразие методов вызывает не только интерес у детей, но и мотивирует родителей к занятиям с детьми, способствуя проявлению творческой активности в семье, что является благоприятной средой для коррекции психических нарушений.

Список литературы

  1. Капашова, А. Б. Психолого-педагогические условия развития воображения у детей с нарушениями психического развития / А. Б. Капашова // Вопросы современных научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нур-Султан, 29 октября 2019 года. – Нур-Султан: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 113-116.
  2. Гурьянов, А. С. Анкетирование как метод формирования профессиональных компетенций /А.С.Гурьянов // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013.—№4.—С.229-233.
  3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 400 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary