Актуальность обращения к вопросу развития мышления заключается в том, что оно является высшим познавательным процессом и в современном школьном образовании занимает ведущие позиции в психическом развитии школьника. В данной связи развитие мыслительных операций у младших школьников является приоритетным направлением образовательного процесса. Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов. Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности человека. На современном этапе при развитии детей важная роль отводится формированию мыслительных операций. От их сформированности зависит не только развитие ребенка, но и его успехи в школе. Развитие мыслительных операций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается своеобразием и особенностями. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что эта деятельность связана с решением проблемной ситуации, той или иной задачи.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития мыслительных операций у младших школьников с ЗПР.
У детей младшего школьного возраста с ЗПР исследователи выделяют следующие особенности мыслительных операций:
1) Трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими;
2) Сложности в создании целого из частей и выделении частей из целого;
3) Трудности в пространственном оперировании образами;
4) Неумение выделять существенные признаки при обобщении, обобщение по ситуативным или функциональным признакам;
5) Замедленный процесс развития мыслительных операций, низкий уровень мыслительной активности.
В ходе многочисленных исследований было установлено, что у детей с ЗПР имеются особенности развития, которые присутствуют во всех компонентах структуры мышления [3, c. 27]. В наглядно-образном мышлении существенные трудности наблюдаются в ходе оперирования образами-представлениями, недостаток сформированности пространственной ориентации, неполнота развития аналитико-синтетической деятельности.
Таким образом, наглядно-образное мышление у детей с ЗПР формируется с запозданием. Даже с учетом потенциальных возможностей развития оно не достигнет нормы.
Наглядно-действенное мышление у детей с задержкой психического развития наиболее интенсивно формируется в дошкольном возрасте. Однако по некоторым аспектам отстает в сравнении со сверстниками с нормальным развитием, что наблюдается в ходе решения относительно сложных задач наглядно-действенного типа.
При изучении процесса обобщения у младших школьников с ЗПР наблюдается такая особенность, как недостаточный уровень сформированности мыслительных операций. Существенные сложности возникают при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. У детей сложности проявляются в ходе усвоения специальных терминов, которые относятся и к видовым понятиям. В отдельных случаях дети с ЗПР хорошо знают предмет, но при этом не могут вспомнить его название.
Необходимо отметить, что родовые понятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Однако многие детей на достаточно высоком уровне владеют элементарными формами классификации. Задания, основанные на распределении по группам простых геометрических фигур по принципу выделения одного из признаков (цвета или формы), не вызывают особых затруднений, Дети данной категории справляются с указанной задачей практически так же успешно, как и дети, нормально развивающиеся. Продуктивность выполнения заданий незначительно снижается при классификации сложного геометрического материала. Не значительная часть детей с ЗПР безошибочно способна выполнить задания подобного содержания. Ошибки, в большинстве случаев, связаны с недостатком внимания и организованности в процессе работы [4, c. 123].
Словесно-логическое мышление относится к самому высокому уровню умственного процесса. У ряда детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития наблюдается существенные нарушения данного вида. Тем не менее, некоторым из них свойственен стандартный уровень развития словесно-логического мышления. В большинстве случаев, трудности связаны с бедностью понятийного аппарата и отсутствием навыков, направленных на установление логических связей, а также невозможностью понять взаимоотношение предметов и явлений. Таким образом, словесно-логическое мышление у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития находится на стадии формирования. В процессе психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся следует уделять большое значение отбору средств, форм и методов развития рассматриваемой логической операции, что в конечном итоге обеспечит необходимые условия успешному освоению не только образовательной программы, но и дальнейшей социализации в школе.
К началу школьного обучения у детей в полной мере не сформированы необходимые интеллектуальные способности, которые выступают важным компонентом мыслительной деятельности, что на первых этапах приводит к существенным трудностям. Иными словами недостатосно развиты такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование (отвлечение). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания предметов дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их сверстники, нормально развивающиеся.
Существенные особенности в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития свидетельствуют о том, что необходимо осуществлять планомерное психолого-педагогическое сопровождение, которая обеспечит благоприятные условия для формирования у данной категории учащихся мыслительных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности [2, c. 185].
Таким образом, особенности в развитии мыслительных операций детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития состоит в том, что у них присутствует заметное отставание. Оно проявляется в значительной степени входе решения задач, которые предполагают использование словесно-логического мышления. В меньшей мере у данной категории учащихся отставание наблюдается в развитии наглядно-действенного мышления. В ходе психолого-педагогического сопровождения данной категории детей необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, уделять большое значение отбору форм и методов развития рассматриваемой логической операции.
Список литературы
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – Москва: Роспедагенство, 1994. – 68 c.
- Ковалева А.С., Ковалев Д.С. Психолого-педагогические аспекты организации обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе // Современные траектории развития социальной сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы, Ставрополь, 15 декабря 2016 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный медицинский университет, 2017. – С. 185-186
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – Москва: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления и речи. – Москва: Ника–Пресс, 1998. – 196 с.