СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

СПЕЦИФИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (158), Март ‘24

Дата публикации 03.03.2024

Поделиться

Детско-родительские отношения представляют собой взаимоотношения между родителями и их детьми, которые включают в себя эмоциональную связь, общение, воспитание, поддержку и заботу. Они играют важную роль в формировании личности ребенка и его будущих отношений с окружающими людьми.

Связь между родителями и детьми является самой важной для здорового развития ребенка. Родители играют ключевую роль в передаче нравственных ценностей и принципов жизни, воспитании и развитии ребенка. Через общение родитель может понять потребности своего ребенка и помочь ему решить проблемы, а также научить его преодолевать их самостоятельно.

Родительская любовь и уважение к ребенку не только помогает ему расти здоровым и счастливым, но также сильно влияет на уровень доверия между ними. Родитель должен видеть ребенка, как кого-то, кто уникален, интересен и важен. Такие отношения позволяют детям вырасти в эмоционально здоровых, самостоятельных и продуктивных взрослых [9, с. 282].

Родительское отношение – это способ, которым родитель взаимодействует со своим ребенком. Это может быть выражено в ряде различных форм, включая общение, воспитание, поддержку, контроль и установку границ. Родительское отношение влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка, его поведение, развитие, самооценку и отношения с окружающим миром.

Родительское отношение может быть положительным, когда родители устанавливают эмоциональную связь с ребенком, поддерживают его, выражают любовь и уважение, предоставляют возможности для развития и поддерживают его самооценку. Однако оно может быть и отрицательным, когда родители игнорируют потребности ребенка, используют насилие, физическое или психологическое наказание, демонстрируют неприязнь или критику.

Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является то, что они в значительной мере определяются не только эмоциями, но и социальными нормами и ожиданиями. Родители играют роль авторитетов, наставников и учителей для своих детей, что делает взаимоотношения особенно важными и ответственными [4, с. 146]. Кроме того, в детско-родительских отношениях присутствует динамика власти, где родители обладают большей властью и контролем над своими детьми, что может приводить к конфликтам и разногласиям. Важно, чтобы родители находили баланс между контролем и поддержкой, чтобы создать гармоничные и крепкие отношения со своими детьми.

С.В. Ковалев отмечает следующие особенности детско-родительских отношений в многодетной семье:

1. Из-за отсутствия знаний о грамотном процессе взаимодействия с детьми, при воспитании своих детей многодетные родители чаще всего оперируют интуицией и стереотипами;

2. Дети из многодетных семей испытывают трудности в раскрытии своих уникальных способностей, которые могут различаться в зависимости от возраста;

3. Одной из важнейших проблем воспитания детей в большой семье является стремление родителей к однообразию и единству, которое может быть осознанным или неосознанным. Они видят детей как целостный организм, игнорируя уникальные особенности каждого из них [2, с. 1].

В многодетных семьях прослеживается сложная психологическая обстановка, при которой уровень понимания между родителями и детьми снижен, а потребность в родительской поддержке увеличена [7, с. 87].

Л.Л. Баландина отмечает, что многодетные семьи характеризуются в том числе тем, что каждый ребенок не получает достаточного внимания. Хотя родители в таких семьях любят своих детей, они могут проявлять жесткость, иметь склонность к авторитарности и отсутствию изменений в отношениях с каждым ребенком. Но в то же время, дети в подобных семьях часто очень близки и сплочены [5, с. 2].

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность знаний, умений и навыков семейных членов, которые обеспечивают создание благоприятной семейной атмосферы и оказание положительного воспитательного воздействия на детей. Этот потенциал включает в себя такие факторы, как умение устанавливать правильные и четкие границы для поведения ребенка, развитие эмоциональной связи и доверия, поощрение самостоятельности и ответственности, а также развитие коммуникативных навыков [10, с. 179].

Широко известно, что наличие братьев и сестер в семье для ребенка имеет множество преимуществ. Например, это помогает ему избежать таких проблем, как детский аутизм, неврозы, эгоцентризм и одиночество. Более того, наличие сиблингов обеспечивает ребенку больше возможностей для развития самостоятельности, исполнительности, ответственности и прочих социально значимых качеств.

Но многодетность может представлять определенные угрозы для психического здоровья детей. В многодетной семье между сиблингами могут возникнуть негативные взаимоотношения, оказывающие отрицательное влияние на формирование личности каждого ребенка. Однако, важно помнить, что отношения между детьми зависят от общего поведения и отношения родителей к ним, так как дети в многодетной семье проводят много времени вместе, взаимодействуют друг с другом и порой чаще чем с родителями. Внутри такой семьи отношения строятся в соответствии с характером, поведением и темпераментом каждого члена семьи.

И.В. Гребенников пишет: «Для благоприятного климата многодетной семьи характерны следующие признаки: сплоченность, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, взаимопонимание, гордость за принадлежность к своей семье. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость и корректность в случаях несовпадения мнений» [3, с. 304].

Согласно Л.Л. Баландиной, в семьях, где растут многодетные дети, может возникать проблема нехватки общения и воспитания, что может негативно сказываться на уровне самооценки детей, их тревожности, недостатке уверенности в себе, искаженном восприятии своей личности и уменьшении социальной адаптированности у старших детей [5, с. 2]. В многодетных семьях возможно потерять чувство равенства и справедливости в отношении детей, что может привести к неодинаковой привязанности и вниманию. Дети, которые ощущают недостаток внимания и тепла, могут проявлять различные психологические состояния: некоторые становятся тревожными, чувствуют ущербность и неуверенность в себе, в то время как другие проявляют повышенную агрессивность или отвечают неадекватно на ситуации в жизни.

По словам Р.В. Овчаровой, при увеличении количества членов семьи происходит постоянная изменяемость отношений между субъектами, наблюдается расширение ролевой структуры путем включения разнопоколенных взаимоотношений типа "ребенок - ребенок". Уменьшение частоты общения детей с родителями может быть компенсировано или не компенсировано усилением взаимодействия между детьми. Однако, последнее не в состоянии заменить отсутствие более полноценного (словесного и интеллектуального) общения с родителями [8, с. 204].

Коррекция детско-родительских отношений – это процесс изменения негативных и неэффективных поведенческих и эмоциональных паттернов взаимодействия между родителями и детьми. Целью коррекции является улучшение качества отношений, установление более здоровых и эффективных способов общения и взаимодействия, повышение уровня доверия и уважения друг к другу.

О.Н. Истратова под коррекцией детско-родительских отношений понимает «особое направление деятельности специалиста, которое объединяет две важные стратегии: игровую терапию с детьми и обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. В результате наблюдаются положительные изменения не только у детей и родителей, но также и в области их взаимоотношений» [6, с. 301].

Н.С. Белоусова предполагает, что коррекция детско-родительских отношений состоит из трех блоков:

В первом блоке проводится работа с детьми, направленная на снятие психического и физического напряжения, коррекцию эмоциональной сферы и устранение нарушений развития личности. Основное внимание уделяется проблемам личностного роста и общения, а также рассмотрению проблем взаимоотношений с родителями, если это необходимо для решения вышеуказанных проблем.

Второй этап коррекции детско-родительских отношений фокусируется на работе с родителями, включая расширение их знаний о психологии семейных отношений, разрешение конфликтов внутри семьи и повышение родительской квалификации. В процессе работы с родительской группой первоочередное внимание уделяется обсуждению проблем реконструкции детско-родительских отношений, а затем - рассмотрению личных проблем участников группы, если это может помочь в решении основной проблемы.

И в заключение, третий раздел, который включает совместную работу между детьми и их родителями. На этом этапе планируется решение следующих задач: укрепление эмоциональной связи во время совместной деятельности, закрепление новых методов общения в семье и формирование перспективных настроек [1, с. 104-105].

Таким образом, приведенный выше анализ позволяет нам заключить, что детско-родительские отношения представляют собой взаимоотношения между родителями и их детьми, которые включают в себя эмоциональную связь, общение, воспитание, поддержку и заботу. Они играют важную роль в формировании личности ребенка и его будущих отношений с окружающими людьми.

Сущность коррекции детско-родительских отношений в многодетной семье заключается в том, чтобы обеспечить равный доступ к ресурсам, уважать и поддерживать индивидуальность каждого ребенка, учить детей сотрудничать и поддерживать друг друга, организовывать время таким образом, чтобы уделять достаточно внимания каждому ребенку, и устанавливать открытую и доверительную коммуникацию с каждым ребенком. Коррекция детско-родительских отношений в многодетной семье помогает создать гармоничную и поддерживающую среду для развития каждого ребенка в индивидуальности и взаимодействии со своими братьями и сестрами.

Список литературы

  1. Валеева, Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебное-практическое пособие / Г. В. Валеева. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. гуманитарно-пед. ун-т. – 2016. – 249 с.
  2. Жигалик, М.А. Повышение педагогической компетентности многодетных родителей [Электронный ресурс] / М. А. Жигалик // Вестник НовГУ. – 2017. – №4 (102). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-pedagogicheskoy-kompetentnostimnogodetnyh-roditeley (дата обращения: 18.02.2024)
  3. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова. – Москва: Феникс. – 2013. – 576 с.
  4. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола. – 2012. – 360 с.
  5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2016. – 319 с.
  6. Семенова Ф.О. Психологические особенности влияния семьи на формирование образа мира ребенка / Семенова Ф.О., Семенова М.Д. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). –С. 282-285.
  7. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 103–107
  8. Билида, И.С. Особенности воспитания детей в многодетных семьях [Электронный ресурс] / И. С. Билида // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. – 2022. – 11(101). – Режим доступа: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14510 (дата обращения: 19.02.2024)
  9. Боваева, А.В. Многодетная семья: особенности психологического климата и детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / А. В. Боваева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. –№65-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogodetnaya-semya-osobennostipsihologicheskogo-klimata-i-detsko-roditelskih-otnosheniy. (дата обращения: 24.02.2023)
  10. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс. – 2011. –480 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary