Теория привязанности

Теория привязанности

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

153

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (116), Май ‘23

Дата публикации 15.05.2023

Поделиться

В статье раскрыто понятие привязанности, приводится анализ научной литературы по теории привязанности, описаны научные представления Джона Боулби, являющегося основоположником изучения привязанности в научной психологии, а также основные типы привязанности.

Привязанность в широком смысле представляет собой некоторую связь, которая удерживает индивида рядом с каким-либо субъектом или объектом, притягивает его к нему. При этом данное притяжение не удается объяснить ни наличием какой-либо выгоды, ни наличием интересом, ни наличием любви.

Основоположником для рассмотрения вопроса привязанности в рамках научной психологии по праву можно назвать выдающегося английского психиатра и психоаналитика Джона Боулби. На протяжении своей профессиональной карьеры он изучал такие разделы, как психология развития, психология семьи. Теория привязанности была сформулирована автором в середине двадцатого века.

В рамках своего научного интереса Боулби изучал детей, которые воспитывались не в семье, а в детском доме. Он выявил свойственные для них нарушения в эмоциональной сфере, в коммуникативной сфере. У детдомовских детей сложнее происходил процесс выстраивания доверительных отношений с окружающими, а тем более, если речь шла о доверительных отношениях на продолжительный промежуток времени. Также для них были характерны трудности в проявлении чувства любви, в формировании привязанности к людям вокруг, так как они были лишены возможности научиться этому посредством общения с матерью в детстве. Аналогичные проблемы Боулби выделял и у детей, которые в силу различных причин были разлучены со своими родителями на длительное время. Поэтому он сделал вывод о необходимости изучения процесса формирования у ребенка тесных связей с окружающими, его способности к формированию привязанности при различных условиях, а также к характеру таковой.

При рассмотрении вопроса привязанности, необходимо определиться, что же она в себя включает. Здесь речь идет о трех взаимосвязанных компонентах – эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмоциональный компонент – это те эмоциональные реакции, с помощью которых дети могут сообщить своей матери о своих потребностях, а также о том, насколько эти потребности удовлетворены на данный момент.

Когнитивный компонент представлен теми образами, которые закрепляются в сознании ребенка для опознавания того непосредственного человека, к которому у ребенка формируется наиболее глубокая привязанность.

Последний компонент, поведенческий, является теми непосредственными поведенческими реакциями, которые демонстрирует ребенок в своей жизни. Когда ребенок улыбается, плачет, старается приблизиться, двинуться за другим, держаться где-то рядом, следовать за ним.

В исследованиях и теории привязанности Боулби основной акцент делался на взаимоотношениях ребенка с матерью. Для автора целью являлось описание неповторимых отношений, которые создаются у ребенка со значимым взрослым, благодаря которому ребенок познает окружающий мир.

«Сердечные привязанности к другим человеческим существам – это стержень, вокруг которого человеческая жизнь вращается не только тогда, когда человек – младенец, ребенок или школьник, но и тогда, когда он – подросток, юноша, зрелый человек или старик. Эти сердечные привязанности являются для него источником сил и позволяют ему радоваться жизни…».

Привязанность не является врожденным свойством человека, его характеристикой, она скорее формируется на ранних этапах его развития с момента рождения. Маленький ребенок в начале своей жизни в рамках развития привязанности стремится к тому, чтобы находиться непосредственно рядом с тем, кто обеспечит его защиту и комфорт, то есть с матерью. Благодаря выстроенному контакту у ребенка формируется доверие к миру, он начинает исследовать то, что его окружает. Причиной нарушения привязанности или проявления каких-то негативных моментов ее формирования зачастую выступают неблагоприятные отношения в диаде ребенок-родитель, качество удовлетворения потребностей ребенка, поведение матери или другого значимого лица.

По мере взросления то расстояние, на котором ребенок способен находится от матери, увеличивается. Потребность в постоянном физическом нахождении рядом и защите замещается на потребность в эмоциональной поддержке и психологической защите. Постепенно происходит отделение ребенка от фигуры матери, так называемая первичная сепарация. При этом значимость матери хоть и снижается, но она не перестает быть ведущим объектом привязанности. Также с возрастом и с процессом изучения внешнего мира расширяется и круг лиц, к которому ребенок способен испытывать привязанность.

Так по мере взросления у индивида складывается и сохраняется один из четырех типов привязанности: надежный, ненадежный тревожно-избегающий, ненадежный тревожно-агрессивный и дезорганизованный.

Для людей, обладающих надежным, по-другому прочным, типом привязанности свойственно легкое установление близких отношений с окружающими, отсутствие страха к формированию зависимости или к разрыву отношений со значимым человеком. Они способны поддерживать длительные отношения, не стремясь быстрее из них выйти, а наоборот это приносит им удовольствие.

Для тревожно-избегающего типа привязанности характерно ощущение дискомфорта от близких отношений, избегание длительных отношений, неуверенность. В отношениях они чувствуют себя зависимыми и уязвимыми.

 Люди, обладающие тревожно-агрессивным типом привязанности склонны прикладывать мало усилий в отношениях, сохранять свою независимость и самодостаточность, но при этом они готовы к выстраиванию длительных отношений, но не слишком глубоких. Для них характерно проявление гнева и обиды, ревности в отношениях из-за собственного чувства тревоги.

Вопрос изучения проблемы привязанности не теряет своей актуальности и по сей день. Основываясь на знании условий, в которых развивался и воспитывался индивид, формировалась его привязанность, понимая, какой по итогу стала личность, становится возможным разработка таких программ, которые будут способствовать формированию надежной привязанности у будущих поколений, их готовности к выстраиванию благоприятных длительных отношений. Это будет способствовать улучшению социальной ситуации в обществе.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка. — М.: Смысл, 2003. — 152 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.. / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004. — 232 с.
  4. Жихарева Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перспективы науки и образования. — 2013. — №4. — С.144—154.
  5. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. 2017. — Том 6. — № 2. — С.7—14. doi:10.17759/jmfp.2017060201 (Дата обращения: 07.05.2023).
  6. Richards, M. (1981). Attachment and Loss. Vol. 3. Loss, Sadness and Depression. By John Bowlby. (Hogarth Press and Institute of Psychoanalysis, 1980.) Journal of Biosocial Science, 13(3), 369-373. doi:10.1017/S0021932000013596
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее