СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (107), Март ‘23

Дата публикации 13.03.2023

Поделиться

В статье рассматривается проблема взаимодействия школы и родителей в процессе управления образованием, а также необходимость, тактика и перспективы развития этого взаимодействия.

В современных социокультурных условиях России развитие системы школьного образования во многом зависит от эффективного управления всеми ее звеньями.

Развитие школы на высоком уровне может быть достигнуто за счёт целенаправленного и прогрессивного управления её работой, что позволяет школе лучше адаптироваться к новым условиям жизни и открывает возможности для дальнейшего обновления учебного процесса обучающихся.

Одним из основных принципов современного образования является государственно-общественное управление им. Этот принцип закреплен на законодательном уровне. Впервые нормативное правовое закрепление общественной составляющей в управлении образованием в Российской Федерации было закреплено еще в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» [1]. В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принцип государственно-общественного управления образованием находится в перечне принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (ч.1 ст. 89 Федерального закона № 273-ФЗ) [1]. Статья 44 того же закона предусматривает, что родители имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Рассмотрим определение понятия «государственно-общественное управление образованием».

Согласно М. А. Гончарову, «государственно-общественное управление образованием» – это «взаимодействие государственных, профессиональных и общественных органов управления, в ходе которого происходит разработка, принятие и исполнение управленческих решений, касающихся функционирования, контроля и развития сферы педагогического образования» [4].

С.В. Нечаева и Е.К. Шибанова полагают, что государственно-общественное управление образованием – это постоянное ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, которые представляют интересы, политику, гарантии и компенсацию государства в области образования, и, с другой стороны, различных субъектов, которые выражают интересы в области образования гражданского общества, населения [5].

Государственно-общественное управление образованием можно отнести к особому типу взаимодействия государства и общества, предполагающее непрерывное и ответственное участие в управлении субъектами, которые выражают и представляют интересы государства в области образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих обучающихся [3].

Важной особенностью современного этапа развития образования в нашей стране является то, что родители призваны играть особую роль в общественно-государственном управлении образовательными организациями.

Участие родителей в управлении образованием является одним из важнейших элементов конструктивного диалога между семьями и школами.

Для того чтобы адаптировать систему педагогического взаимодействия к основным воспитательным задачам школы и потребностям обучающихся, необходимо понимать позиции всех участников образовательного процесса.

Родители более многочисленны, у них есть полные права и значительные ресурсы. Прежде всего, родители являются реальными заказчиками образования, и их отношение к школе и процессам, которые в ней происходят, является важным аспектом успеха её работы. Это означает, что построение отношений с родителями – это не только одной из второстепенных задач школы, но и, во многих отношениях, её важная функция. Без активного диалога с родительским сообществом невозможно представить, что процесс модернизации и реформирования действительно будет разворачиваться в школьной системе.

Содержание взаимодействия между семьёй и образовательной организацией подразумевает совместное решение следующих вопросов: успеваемость, питание школьников и устранение возникающих конфликтных ситуаций. По другим не менее важным параметрам, таким как распределение учебной нагрузки обучающихся, права и обязанности обучающихся, возможности организации свободного времени в школе, взаимоотношения с одноклассниками и учителями, школьники принимают самостоятельные решения при минимальном участии родителей [2].

Как наиболее заинтересованная сторона в обществе, родители должны активно участвовать в принятии управленческих решений, касающихся всех аспектов школьной жизни: материально-технического обеспечения, учебного процесса и организации воспитательных мероприятий обучающихся. Однако реальность несколько иная. Иногда родители не готовы к такому тесному взаимодействию и боятся брать на себя ответственность за самые важные решения.

Многим родителям не хватает знаний, опыта и времени, чтобы более эффективно участвовать в управлении образованием. Однако образовательные организации, в свою очередь, не всегда позволяют родителям активно участвовать в управлении школой. Часто родители участвуют только в принятии решений по второстепенным вопросам, связанным с управлением образовательной организацией. Это неправильно. Чтобы успешно модернизировать образование, родители должны осознавать необходимость их участия в процессе управления школой. Для этого необходимо объяснить им их права на участие в управлении, показать их важную роль в этом процессе и результаты тесного сотрудничества родителей и образовательной организации. Партнерство между учебными заведениями и родителями заключаются не только в информировании, но и в их обучении, консультировании и просвещении.

Перспективой развития взаимодействия школы и семьи является развитие нормативно-правовой базы для взаимодействия с родителями, расширение формы интерактивной работы, дальнейшее практическое обучение и просвещение родителей в области развития образования, выступления родителей на школьных и региональных конференциях, а также участие в проектно-исследовательской деятельности с детьми. Только совместными усилиями родителей и учителей могут быть достигнуты желаемые результаты.

Если работа с родителями и ее анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно это даст положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками образовательного процесса. Выполнение условий даст родителям возможность из пассивного потребителя перейти в ответственного заказчика содержания и соисполнителя данного заказа.

Таким образом, совместная деятельность школы и родителей может наилучшим образом решить актуальные проблемы учебной мотивации, предотвратить асоциальное поведения обучающихся и сформировать у них ценностного отношения к здоровью.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.01.2023).
  2. Большакова, Ю. В. О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО : методическое пособие / Ю.В. Большакова Ю. В., Л.В. Савченко. – Орел : Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2020. – 101 с.
  3. Государственно общественное управление в области образования: дайджест / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; сост. Е. В. Шутько. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. – 131 с.
  4. Гончаров М.А. Становление и развитие государственно-общественного управления педагогическим образованием в России в XVIII – начале XX века : 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гончаров Михаил Анатольевич; ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». – Москва, 2014. – 38 с. – Текст: непосредственный.
  5. Нечаева С.В. Государственно-общественное управление образованием: промежуточные итоги и перспективы развития / С.В. Нечаева, Е.К. Шибанова // Вопросы управления. – 2014. – № 2. С. 226 – 232.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее