РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА)

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА)

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 14.12.2021

Поделиться

Целью данной статьи является анализ социально-экономического развития города Барнаула и оценка затрат, направляемых на инфраструктуру общего и дошкольного образования. Также важным аспектом данной работы является определение проблем, возникающих при создании инфраструктуры общего и дошкольного образования.

Местные органы власти формируют стратегические планы социально-экономического развития муниципального образования, управляют процессами его жизнеобеспечения и развития, несут ответственность перед населением за результаты деятельности по социально-экономическому развитию муниципального образования и повышению качества жизни каждого жителя. Одним из ключевых направлений стратегического планирования является развитие системы общего и дошкольного образования играющего ключевую роль в социально-экономическом развитии города.

Разработка инфраструктуры общего и дошкольного образования на муниципальном уровне является важнейшим условием обеспечения успеха рыночных преобразований и напрямую влияет на социально-экономическое развитие территорий и качество жизни населения.

Образование является одним из важных рычагов модернизационных процессов, происходящих в экономике. От этой сферы зависит, насколько квалификация профессиональных кадров будет соответствовать требованиям общества на постиндустриальной стадии. Таким образом, оказывая прямое воздействие на результаты функционирования системы образования, возможно преодолеть проблемы социально-экономического развития территории [1].

Рассмотрение показателей, характеризующих состояние экономики и
социальной сферы муниципального образования необходимо начать с показателей населения представленных в Таблице 1.

Таблица 1 – Оценка состояния населения города Барнаула

№ п/п

Показатели

Ед. измерен.

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Дина-мика 2016-2020 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Оценка численности городского и сельского населения на 1 января текущего года в том числе:

человек

700316

698057

696378

696735

696986

-3330

1.1

городское

человек

655613

653265

652171

652393

652084

-3529

1.2

сельское

человек

44703

44792

44207

44342

44902

+199

2

Число родившихся (без учета мертворожденных)

человек

9270

8328

7505

6827

6413

-2857

3

Число умерших

человек

7748

7933

7961

7926

10461

+2713

4

Естественный прирост (убыль)

человек

1522

395

-456

-1099

-4048

-5570

5

Общий коэффициент рождаемости

промилле

13,3

11,9

10,8

9,8

9,2

-4,1

6

Общий коэффициент смертности

промилле

11,1

11.4

11.4

11.4

15

+3,9

7

Общий коэффициент естественного прироста (убыли)

промилле

2,2

0,5

-0,6

-1,6

-5,8

 

-8

Для дальнейшего рассмотрения показателей социально-экономического развития города в рамках тематики представленной работы следует провести анализ основных показателей общего и дошкольного образования (табл. 3).

Таблица 3 – Анализ основных показателей образования в рамках социально-экономического развития города Барнаула

№ п/п

Показатели

Ед. измерения

2018 год

2019 год

2020 год

Дина-мика 2018-2020 годы

1

2

3

4

5

6

7

1

Количество ДОУ в том числе:

единиц

156

155

158

+2

1.1

муниципальных

единиц

151

152

156

+5

1.2

частных

единиц

5

3

2

-3

2

Численность детей в том числе:

человек

38852

40129

41170

+2318

2.1

муниципальных

человек

38422

39829

40870

+2448

2.2

частных

человек

430

300

300

-130

3

Численность воспитателей в муниципальных ДОУ

человек

2704

2663

2803

 

4

Количество общеобразовательных организаций в том числе:

единиц

91

90

90

-1

4.1

муниципальных

единиц

85

85

87

+2

4.2

частных

единиц

6

5

3

-3

5

Численность учащихся в общеобразовательных организациях в том числе:

человек

77574

81003

83436

+5862

5.1

муниципальных

человек

77139

80643

83015

+5876

5.2

Частных

человек

435

360

421

-14

6

Численность учителей в муниципальных общеобразовательных организациях

человек

3575

3695

3752

+177

               

Проведя анализ вышеуказанных данных можно сделать вывод о том, что ежегодно в городе Барнауле наблюдается рост количества, как воспитанников дошкольных образовательных учреждений, так и учащихся общеобразовательных организаций. В связи с этим город обеспечивает создание новых мест путем строительства новых дошкольных и общеобразовательных организаций. При этом создание новых мест стало возможно благодаря реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В рамках рассматриваемой темы стоит обратить внимание на раздел «Образование» и его долю в расходной части города Барнаула [2] (табл. 7).

Таблица 7 – Объем финансовых средств, направляемый из бюджета города на реализацию политики в сфере образования

№ п/п

Показатель

Ед. измерения

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Темп при-роста 2016-2020 годы, %

1

План расходной части бюджета города

тыс.рублей

10496302

12217257

13180046

15564697

16610087

+58,25

2

План по разделу образование

тыс.рублей

5572270

6270600

7419682

9046411

9889055

+77,47

3

Факт по разделу образование

тыс.рублей

5565189

6232681

7410947

8943248

9801256

+76,12

4

исполнение

%

99,9

99,4

99,9

98,9

99,1

-0,8

5

Доля раздела образование в бюджете города

%

53,09

51,33

56,29

58,12

59,54

+12,15

При анализе представленных данных выявлена тенденция ежегодного роста доли расходов, направляемых на развитие и поддержание сферы образования от общего количества расходов города Барнаула. Так прирост доли в бюджете за период 2016-2020 годов составил 6,5%, а наибольший рост зафиксирован в периоде 2017-2020 годов – 8,2%. При этом общий прирост бюджетных ассигнований, направляемых на развитие сферы за период 2016-2020 годов составил 76,1%.

Основной целью данной работы является анализ, определение проблем и возможные пути решения проблем, возникающих при развитии инфраструктуры образования.

В данном разделе необходимо определить 2 основных блока проблем, возникающих при создании инфраструктуры образования.

  1. недостаточная финансовая обеспеченность города Барнаула.

Анализируя вышеуказанную информацию сделаны выводы, что при условии общей обеспеченности сферы образования достаточным уровнем финансирования, наблюдается дефицит бюджета, направляемый на строительство детских садов и школ в городе Барнауле. В связи с чем возникают риски невыполнения показателей как муниципальной программы, так и национальных проектов.

2. проблемы возникающие на этапе строительства учреждений дошкольного и общего образования.

В ходе реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством дошкольных и общеобразовательных организаций, администрация города сталкивается со следующими проблемами:

  • Ограниченный период реализации проекта, повышающий риски неисполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих сроки и качество выполнения строительно-монтажных работу.
  • Зависимость сроков и качества выполнения работ от климатических условий на территории города.
  • Повышенная вероятность банкротства подрядных организаций, выполняющих строительно-монтажные работы связанная с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
  • Удорожание строительных материалов, приводящее к отсутствию потенциальных подрядных организаций по выполнению строительно- монтажных работ.
  • Необходимость расчета смет на строительство в соответствии с федеральными нормативами, не учитывающими социально-экономические показатели региона.
  • Повышенные риски недобросовестного исполнения подрядными организациями условий контрактов по выполнению строительно-монтажных работ.
  • Неоднократное изменение требований законодательства в отношении строительства социальных объектов.

Особенности развития пригородной инфраструктуры, усложняющие выполнение строительно-монтажных работ.

Список литературы

  1. Головчин, М.А. Роль образования в социально-экономическом развитии территории. Научная статья / Т.С. Соловьева. Журнал «Проблемы развития территории», 2014 выпуск 2(70). – 67 с.
  2. Администрация города Барнаула [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: barnaul.org/committee_information/komitet-po-finansam-nalogovoy-i-kreditnoy-politike-goroda-barnaula/byudzhet-barnaula/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее