Местные органы власти формируют стратегические планы социально-экономического развития муниципального образования, управляют процессами его жизнеобеспечения и развития, несут ответственность перед населением за результаты деятельности по социально-экономическому развитию муниципального образования и повышению качества жизни каждого жителя. Одним из ключевых направлений стратегического планирования является развитие системы общего и дошкольного образования играющего ключевую роль в социально-экономическом развитии города.
Разработка инфраструктуры общего и дошкольного образования на муниципальном уровне является важнейшим условием обеспечения успеха рыночных преобразований и напрямую влияет на социально-экономическое развитие территорий и качество жизни населения.
Образование является одним из важных рычагов модернизационных процессов, происходящих в экономике. От этой сферы зависит, насколько квалификация профессиональных кадров будет соответствовать требованиям общества на постиндустриальной стадии. Таким образом, оказывая прямое воздействие на результаты функционирования системы образования, возможно преодолеть проблемы социально-экономического развития территории [1].
Рассмотрение показателей, характеризующих состояние экономики и
социальной сферы муниципального образования необходимо начать с показателей населения представленных в Таблице 1.
Таблица 1 – Оценка состояния населения города Барнаула
№ п/п |
Показатели |
Ед. измерен. |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Дина-мика 2016-2020 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Оценка численности городского и сельского населения на 1 января текущего года в том числе: |
человек |
700316 |
698057 |
696378 |
696735 |
696986 |
-3330 |
1.1 |
городское |
человек |
655613 |
653265 |
652171 |
652393 |
652084 |
-3529 |
1.2 |
сельское |
человек |
44703 |
44792 |
44207 |
44342 |
44902 |
+199 |
2 |
Число родившихся (без учета мертворожденных) |
человек |
9270 |
8328 |
7505 |
6827 |
6413 |
-2857 |
3 |
Число умерших |
человек |
7748 |
7933 |
7961 |
7926 |
10461 |
+2713 |
4 |
Естественный прирост (убыль) |
человек |
1522 |
395 |
-456 |
-1099 |
-4048 |
-5570 |
5 |
Общий коэффициент рождаемости |
промилле |
13,3 |
11,9 |
10,8 |
9,8 |
9,2 |
-4,1 |
6 |
Общий коэффициент смертности |
промилле |
11,1 |
11.4 |
11.4 |
11.4 |
15 |
+3,9 |
7 |
Общий коэффициент естественного прироста (убыли) |
промилле |
2,2 |
0,5 |
-0,6 |
-1,6 |
-5,8
|
-8 |
Для дальнейшего рассмотрения показателей социально-экономического развития города в рамках тематики представленной работы следует провести анализ основных показателей общего и дошкольного образования (табл. 3).
Таблица 3 – Анализ основных показателей образования в рамках социально-экономического развития города Барнаула
№ п/п |
Показатели |
Ед. измерения |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Дина-мика 2018-2020 годы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Количество ДОУ в том числе: |
единиц |
156 |
155 |
158 |
+2 |
|
1.1 |
муниципальных |
единиц |
151 |
152 |
156 |
+5 |
|
1.2 |
частных |
единиц |
5 |
3 |
2 |
-3 |
|
2 |
Численность детей в том числе: |
человек |
38852 |
40129 |
41170 |
+2318 |
|
2.1 |
муниципальных |
человек |
38422 |
39829 |
40870 |
+2448 |
|
2.2 |
частных |
человек |
430 |
300 |
300 |
-130 |
|
3 |
Численность воспитателей в муниципальных ДОУ |
человек |
2704 |
2663 |
2803 |
|
|
4 |
Количество общеобразовательных организаций в том числе: |
единиц |
91 |
90 |
90 |
-1 |
|
4.1 |
муниципальных |
единиц |
85 |
85 |
87 |
+2 |
|
4.2 |
частных |
единиц |
6 |
5 |
3 |
-3 |
|
5 |
Численность учащихся в общеобразовательных организациях в том числе: |
человек |
77574 |
81003 |
83436 |
+5862 |
|
5.1 |
муниципальных |
человек |
77139 |
80643 |
83015 |
+5876 |
|
5.2 |
Частных |
человек |
435 |
360 |
421 |
-14 |
|
6 |
Численность учителей в муниципальных общеобразовательных организациях |
человек |
3575 |
3695 |
3752 |
+177 |
|
Проведя анализ вышеуказанных данных можно сделать вывод о том, что ежегодно в городе Барнауле наблюдается рост количества, как воспитанников дошкольных образовательных учреждений, так и учащихся общеобразовательных организаций. В связи с этим город обеспечивает создание новых мест путем строительства новых дошкольных и общеобразовательных организаций. При этом создание новых мест стало возможно благодаря реализации национальных проектов «Образование» и «Демография» в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В рамках рассматриваемой темы стоит обратить внимание на раздел «Образование» и его долю в расходной части города Барнаула [2] (табл. 7).
Таблица 7 – Объем финансовых средств, направляемый из бюджета города на реализацию политики в сфере образования
№ п/п |
Показатель |
Ед. измерения |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Темп при-роста 2016-2020 годы, % |
1 |
План расходной части бюджета города |
тыс.рублей |
10496302 |
12217257 |
13180046 |
15564697 |
16610087 |
+58,25 |
2 |
План по разделу образование |
тыс.рублей |
5572270 |
6270600 |
7419682 |
9046411 |
9889055 |
+77,47 |
3 |
Факт по разделу образование |
тыс.рублей |
5565189 |
6232681 |
7410947 |
8943248 |
9801256 |
+76,12 |
4 |
исполнение |
% |
99,9 |
99,4 |
99,9 |
98,9 |
99,1 |
-0,8 |
5 |
Доля раздела образование в бюджете города |
% |
53,09 |
51,33 |
56,29 |
58,12 |
59,54 |
+12,15 |
При анализе представленных данных выявлена тенденция ежегодного роста доли расходов, направляемых на развитие и поддержание сферы образования от общего количества расходов города Барнаула. Так прирост доли в бюджете за период 2016-2020 годов составил 6,5%, а наибольший рост зафиксирован в периоде 2017-2020 годов – 8,2%. При этом общий прирост бюджетных ассигнований, направляемых на развитие сферы за период 2016-2020 годов составил 76,1%.
Основной целью данной работы является анализ, определение проблем и возможные пути решения проблем, возникающих при развитии инфраструктуры образования.
В данном разделе необходимо определить 2 основных блока проблем, возникающих при создании инфраструктуры образования.
- недостаточная финансовая обеспеченность города Барнаула.
Анализируя вышеуказанную информацию сделаны выводы, что при условии общей обеспеченности сферы образования достаточным уровнем финансирования, наблюдается дефицит бюджета, направляемый на строительство детских садов и школ в городе Барнауле. В связи с чем возникают риски невыполнения показателей как муниципальной программы, так и национальных проектов.
2. проблемы возникающие на этапе строительства учреждений дошкольного и общего образования.
В ходе реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством дошкольных и общеобразовательных организаций, администрация города сталкивается со следующими проблемами:
- Ограниченный период реализации проекта, повышающий риски неисполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих сроки и качество выполнения строительно-монтажных работу.
- Зависимость сроков и качества выполнения работ от климатических условий на территории города.
- Повышенная вероятность банкротства подрядных организаций, выполняющих строительно-монтажные работы связанная с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
- Удорожание строительных материалов, приводящее к отсутствию потенциальных подрядных организаций по выполнению строительно- монтажных работ.
- Необходимость расчета смет на строительство в соответствии с федеральными нормативами, не учитывающими социально-экономические показатели региона.
- Повышенные риски недобросовестного исполнения подрядными организациями условий контрактов по выполнению строительно-монтажных работ.
- Неоднократное изменение требований законодательства в отношении строительства социальных объектов.
Особенности развития пригородной инфраструктуры, усложняющие выполнение строительно-монтажных работ.
Список литературы
- Головчин, М.А. Роль образования в социально-экономическом развитии территории. Научная статья / Т.С. Соловьева. Журнал «Проблемы развития территории», 2014 выпуск 2(70). – 67 с.
- Администрация города Барнаула [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: barnaul.org/committee_information/komitet-po-finansam-nalogovoy-i-kreditnoy-politike-goroda-barnaula/byudzhet-barnaula/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 12.11.2021).