УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛ

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (32), сентябрь ‘21

Дата публикации 25.09.2021

Поделиться

В статье рассматривается управление дебиторской задолженности как эффективный инструмент системы внутреннего контроля, которое должно быть сформировано с целью эффективной работы организации. Раскрываются компоненты системы внутреннего контроля, необходимые для анализа аудиторами того, каким образом различные аспекты системы внутреннего контроля организации могут влиять на проводимый аудит. Рассмотрены: анализ устаревшей дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, чистый оборотный капитал и коэффициент текущей ликвидности и быстрой ликвидности.

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с покупателями и поставщиками. Любое предприятие постоянно взаимодействует со множеством контрагентов - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвуют в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает в взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами.

Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с формированием и расходованием денежных средств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.

Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. [1]. Это соответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.

Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).

Управление дебиторской задолженностью относится к набору политик, процедур и практик, применяемых компанией в отношении управления продажами в кредит.

Он включает в себя оценку кредитоспособности и риска клиента, определение условий продаж и кредитной политики, а также разработку соответствующего процесса взыскания дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность находится на балансе компании и считается краткосрочным активом.

Они являются одной из опор генерации продаж, и поэтому ими необходимо управлять, чтобы в конечном итоге они переводились в денежные потоки.

Компания, которой не удается эффективно конвертировать свою дебиторскую задолженность в денежные средства, может оказаться в плохой ликвидной позиции, что нанесет ущерб ее оборотному капиталу и столкнется с неприятными операционными трудностями.

Большинство предприятий предлагают своим клиентам возможность приобретения товаров и услуг в кредит. При правильной разработке такая договоренность может быть взаимовыгодной как для фирмы, так и для ее клиентов.

Компании могут наращивать продажи в конкретном квартале, перемещать запасы и обеспечивать стабильные рабочие циклы. С другой стороны, клиенты могут получить доступ к запасам компании, откладывая платежи, что позволяет им управлять своими денежными потоками так, как они считают оптимальным для их собственного операционного цикла.

Прежде чем заключить с клиентом кредитное соглашение о продаже, компания обычно проводит анализ кредитоспособности клиента и краткосрочной ликвидности.

История платежей, финансовые отчеты и общие экономические условия тщательно исследуются.

Особое внимание уделяется обязательствам клиента (краткосрочным и долгосрочным), которые влияют на способность выполнять обязательства.

Кроме того, с третьими сторонами, которые предоставляют анализ кредитных рисков и отчеты, обычно проводятся консультации, а в некоторых случаях они полностью передаются на аутсорсинг.

В зависимости от оценки кредитоспособности клиента и профиля кредитного риска последующий шаг влечет за собой продление фактических условий продажи в кредит. Например, термин 5/10 нетто 30 представляет собой политику продажи в кредит, позволяющую клиенту оплатить чистую сумму покупки через 30 дней после даты выставления счета.

Клиенту также предлагается скидка 5% от чистой суммы покупки, если платежное обязательство будет выполнено в течение 10 дней с даты выставления счета.

Компании должны критически сбалансировать преимущества предоставления клиентам благоприятных условий (например, предложения длительных сроков) с их потребностями в денежных потоках и потребностями в оборотном капитале.

Хотя привлечение клиентов на длительный срок увеличивает доходы, это также означает, что дебиторская задолженность будет дольше связываться, а получение денежных средств задерживаться.

Более того, риск того, что дебиторская задолженность станет безнадежной, увеличивается по мере того, как она остается непогашенной.

В большинстве случаев процесс сбора платежей довольно прост.

Используя свои соответствующие банки, клиенты будут отправлять платежи для выполнения своих обязательств и условий продажи.

После получения платежей компании выполняют запись в бухгалтерском журнале, в результате чего счет дебиторской задолженности кредитуется (уменьшается), а денежные средства списываются (увеличиваются).

В случае неуплаты использование агентств по сбору платежей (или собственного отдела компании) может быть эффективным для взыскания всей или части безнадежных долгов.

Большинство компаний создают специальные учетные записи для работы с просроченными счетами.

Изучая прошлые просроченные счета и их структуру, руководство обычно прогнозирует безнадежную задолженность (обычно в виде процента от продаж) и принимает это во внимание при управлении своими продажами и дебиторской задолженностью.

Использование передовых методов управления дебиторской задолженностью может дать хорошие результаты в отношении генерирования выручки и денежных потоков, оборотного капитала, ликвидности и стабильных операционных циклов.

Использование определенных финансовых коэффициентов может помочь в оценке политики и практики компании в области дебиторской задолженности.

Анализ устаревшей дебиторской задолженности

В этом отчете представлена ​​общая сумма непогашенной дебиторской задолженности по каждому клиенту, а также ее продолжительность. В совокупности это полезная оценка кредитного риска дебиторской задолженности и ее возможности взыскания, а также выявляет проблемных клиентов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Измеряет среднее количество взысканий дебиторской задолженности в течение периода. Высокий коэффициент соответствует эффективному управлению дебиторской задолженностью и может указывать на то, что политика компании в области кредитования и взыскания надежна.

Коэффициент, измеряющий средний период времени, необходимый для преобразования дебиторской задолженности в денежные поступления. Низкие коэффициенты могут указывать на правильную политику управления дебиторской задолженностью и ее взыскания, поскольку компания эффективно переводит свою дебиторскую задолженность в денежные средства.

Также важно измерение среднего количества времени (в днях) для преобразования покупок запасов в денежные поступления. В частности, он измеряет среднее время хранения запасов, сбора дебиторской задолженности и оплаты поставщиков за один цикл.

Чистый оборотный капитал (NWC)

Дебиторская задолженность может составлять основную часть уровня оборотного капитала. Оценка того, как управление дебиторской задолженностью влияет на уровни NWC, может помочь в хорошем управлении ликвидностью,

Коэффициент текущей ликвидности и быстрой ликвидности

Два других показателя ликвидности, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент быстрой ликвидности, являются прекрасным инструментом анализа тенденций, который может служить предупреждением или предупреждением об управлении дебиторской задолженностью.

Правильно разработанная политика продаж в кредит может быть эффективным средством привлечения клиентов и эффективного стимулирования продаж.

Эффективное управление дебиторской задолженностью может привести к хорошему росту продаж, здоровым денежным потокам, прибыльности и стабильным операционным циклам.

Необходимо найти баланс между предложением выгодных условий и потребностями в денежных потоках. Необходимо изучить риск безнадежной задолженности и соблюдать надлежащие процедуры взыскания, чтобы обеспечить возможность взыскания.

Наконец, периодическая оценка управления дебиторской задолженностью может быть полезна с использованием определенных финансовых показателей.

Список литературы

  1. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. // Под ред. Н.А. Адамова. – М: ИД «Экономическая газета», 2019. – 792 с.
  2. Каримова А.Ф. Совершенствование раскрытия информации о дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансовой отчетности / А.Ф. Каримова // Вестник Казанского федерального университета, 2018. - №8. – С.439-441.
  3. Климанова Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации / Н.В. Климанова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2016. - №5. – С.78-90.
  4. Коровина Л.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности / Л.Н. Коровина, С.Н. Кобякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 7. – С. 78-82.
  5. Кулакова Ю.Н. Разработка методики расчета среднего периода оплаты дебиторской задолженности / Ю.Н. Кулакова // Финансы и кредит, 2016. - №20. – С.27-33.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее