ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕЖИЛЫМ ФОНДОМ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НЕЖИЛЫМ ФОНДОМ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

45

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 08.12.2024

Поделиться

В статье рассматриваются проблемы управления муниципальным нежилым фондом, выявляются основные трудности, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, а также предлагаются пути их решения. Особое внимание уделяется необходимости оптимизации процессов и эффективности использования ресурсов.

Несмотря на положительную динамику ряда показателей, экономический аспект работы МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации г. Симферополя Республики Крым имеет ряд существенных недостатков и проблем, требующих внимания и решения.

 

Во-первых, следует отметить недостаточную диверсификацию источников дохода. Хотя общий объем доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом вырос с 320 млн рублей в 2021 году до 378 млн рублей в 2023 году, этот рост преимущественно обусловлен увеличением арендных платежей. Департаменту следует активнее искать новые источники дохода, например, путем развития концессионных соглашений или более активного вовлечения муниципального имущества в инвестиционные проекты.

 

Во-вторых, наблюдается недостаточная эффективность использования некоторых категорий муниципального имущества. Несмотря на общий рост доходов, анализ показывает, что около 20% объектов муниципальной собственности приносят доход ниже среднерыночного уровня. Это свидетельствует о необходимости более тщательного анализа и оптимизации портфеля муниципального имущества.

 

Третьей проблемой является высокий уровень задолженности по арендным платежам. Хотя процент собираемости арендных платежей увеличился с 92% в 2021 году до 96% в 2023 году, абсолютная сумма задолженности остается значительной и составляет около 15 млн рублей. Это указывает на необходимость дальнейшего совершенствования системы контроля и взыскания задолженности [3, с. 38].

 

Четвертым аспектом, требующим внимания, является недостаточный уровень инвестиций в модернизацию и ремонт муниципального имущества. Хотя расходы на ремонт и модернизацию увеличились на 25% (с 40 млн рублей в 2021 году до 50 млн рублей в 2023 году), этого недостаточно для поддержания всего объема муниципального имущества в надлежащем состоянии. По оценкам экспертов, для полноценной модернизации требуется увеличение этой статьи расходов как минимум в два раза.

 

Пятой проблемой является недостаточная эффективность управления муниципальными унитарными предприятиями. Анализ показывает, что около 30% МУПов работают с убытками или минимальной рентабельностью. Это свидетельствует о необходимости пересмотра стратегии управления этими предприятиями, возможно, с рассмотрением вариантов приватизации неэффективных МУПов.

 

Шестым аспектом является недостаточное использование современных технологий в управлении муниципальным имуществом. Несмотря на внедрение новой информационной системы, уровень автоматизации процессов остается недостаточным. Отсутствие полноценной системы электронного документооборота и современных аналитических инструментов снижает эффективность работы Департамента [1, с. 61].

 

Седьмой проблемой является недостаточная прозрачность в управлении муниципальным имуществом. Отсутствие публичного доступа к полной информации о состоянии и использовании муниципального имущества затрудняет общественный контроль и может создавать условия для коррупционных рисков.

 

Восьмым аспектом является недостаточная гибкость в ценообразовании при сдаче в аренду муниципального имущества. Фиксированные ставки аренды не всегда отражают реальную рыночную ситуацию, что может приводить к недополучению доходов в периоды экономического роста или к чрезмерной нагрузке на арендаторов в периоды экономического спада.

 

Девятой проблемой является недостаточное развитие государственно-частного партнерства. Несмотря на реализацию трех пилотных проектов ГЧП, потенциал этого инструмента используется не в полной мере, особенно в сфере развития городской инфраструктуры [2, с. 208].

 

Наконец, десятым аспектом является недостаточная эффективность использования земельных ресурсов. Хотя была реализована программа по вовлечению в оборот неиспользуемых земельных участков, значительная часть муниципальных земель по-прежнему используется неэффективно.

 

Таким образом, несмотря на определенные успехи, экономический аспект работы Департамента требует существенного улучшения по ряду направлений для обеспечения более эффективного управления муниципальным имуществом и увеличения доходов городского бюджета.

Список литературы

  1. Кузнецов, А.И. Управление муниципальной собственностью: теоретические и практические аспекты. - Москва: Агар, 2020. – 311 с.
  2. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление / В Г. Игнатов, В.В. Рудой. В.В. Рудой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 524 с.
  3. Третьяков, Н.П. Цифровизация муниципального управления: от теории к практике. - Санкт-Петербург: Агар, 2022. – 247 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее