ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Физика

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (168), Май ‘24

Дата публикации 11.05.2024

Поделиться

Данная статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики. Рассматривается важность развития не только теоретических, но и практических навыков применения физических концепций в различных ситуациях. В статье обсуждаются методы и приемы, способствующие формированию функциональной грамотности, такие как интерактивные методы обучения,  индивидуализация образовательного процесса и развитие умений коммуникации на физические темы. Авторы подчеркивают важность активной деятельности  учащихся, стимулирование их самостоятельного мышления и аналитического подхода к изучаемому материалу. В результате работы над формированием функциональной грамотности на уроках физики учащиеся смогут не только усвоить физические знания, но и успешно применять их в жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность – это способность применять знания и навыки в конкретных ситуациях и контекстах. В контексте уроков физики функциональная грамотность играет важную роль, поскольку ученики должны не только понимать теоретические концепции, но и уметь применять их на практике.

Одним из ключевых аспектов функциональной грамотности на уроках физики является умение применять физические законы и принципы к решению конкретных задач. Это требует не только понимания сути законов, но и умения адаптировать их к различным ситуациям. Например, ученик должен быть способен правильно применить законы Ньютона для расчета движения тела или использовать законы сохранения энергии и импульса для анализа различных физических процессов.

Другим важным аспектом функциональной грамотности на уроках физики является умение адекватно интерпретировать результаты экспериментов и наблюдений. Ученик должен быть способен анализировать данные, делать выводы и формулировать обоснованные выводы на основе полученных результатов. Это помогает развивать критическое мышление и способствует лучшему пониманию физических явлений.

Для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики можно использовать различные методы и приемы. Важно создавать условия для активной деятельности учащихся, стимулировать их самостоятельное мышление и исследовательский подход к изучаемому материалу.

1. Использование контекстуальных задач: Задания, которые требуют применения физических знаний на практике, помогают развивать функциональную грамотность учащихся.

2. Решение проблемных ситуаций: Предложение учащимся решать реальные или вымышленные проблемы, используя физические законы и принципы.

3. Обсуждение и анализ текстов: Анализ текстов, статей или заданий с последующим обсуждением их содержания и выводов помогает развивать критическое мышление.

4. Интерактивные методы обучения: Использование интерактивных методов, таких как дискуссии, групповые проекты, презентации, лабораторные работы и т.д., способствует формированию навыков коммуникации и работы в коллективе.

5. Использование технологий: Применение современных технологий в обучении (например, компьютерных симуляций, интерактивных досок, онлайн-ресурсов) может сделать уроки более интересными и эффективными.

6. Постановка целей и задач: Четкое определение целей и задач урока поможет учащимся понять, какие навыки они должны развить в процессе обучения.

7. Формирование умений анализа и синтеза информации: Задания, требующие анализа и синтеза информации из различных источников, способствуют развитию функциональной грамотности.

Одним из важнейших методов обучения физике является школьный физический эксперимент, именно он является эффективным инструментов для формирования функциональной грамотности учащихся, поскольку он способствует развитию практических навыков, критического мышления и интереса к изучаемому предмету. По классификации С.Е. Каменецкого можно выделить следующие виды школьного физического эксперимента: демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, экспериментальные задачи, внеклассные физические опыты.

Также важно уделять внимание развитию умений коммуникации на физические темы. Для этого можно проводить групповые обсуждения, презентации проектов, дебаты и другие формы работы, которые способствуют развитию умений выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.

Одним из ключевых аспектов формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физики является индивидуализация обучения. Учитывая разнообразие способностей и интересов учащихся, важно создавать условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках физики требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы обучения, активное взаимодействие учителя и ученика, а также индивидуализацию образовательного процесса. В результате такой работы учащиеся не только усвоят физические знания, но и смогут успешно применять их в жизни.

Список литературы

  1. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. Е. Каменецкий [и др.], под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
  2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее