Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе.

Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе.

В данной статье рассматривается один из видов учебной программы, а именно внеклассная деятельность по окружающему миру в начальных классах. Перечислены цели, задачи и формы внеклассной работы.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Поделиться

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков формирования индивидуальных способностей обучающихся, а также как организация их разумного отдыха.

В отличие от внеурочной, внеклассная работа не является обязательной. Каждый из учеников вправе решать, пойдет он на занятие или нет. Однако это в его же интересах, ибо именно внеклассная работа проводится с целью развития творческих интересов, личностных качеств, расширении эрудиции школьников.

Содержание таких уроков должно создаваться с учетом интересов и возможностей учащихся. Внеклассная работа также учитывает и возрастные особенности учащихся. В такую деятельность могут входить: индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий. К внеклассной деятельности относятся кружки, секции, конкурсы, спектакли, общешкольные праздники, благотворительные акции и т.д.

Значимость внеклассной работы огромна в развитии исследовательских умений школьников. Внеклассная природоведческая работа вырабатывает в детях интерес к естествоведческим наукам. Все вышеперечисленное является немаловажным отличием от обязательной учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие, развитие по всем направлениям.

Внеклассная работа тесно связана с учебной программой. Обычно проводится в школе. Она не ограничивается по времени или по возрасту. Продолжительность таких занятий устанавливается управляющим внеклассной деятельности. В одной группе могут быть дети как одного возраста, так и разного. Число детей в одной группе зависит от содержания внеклассного занятия.

Внеклассные занятия включают в себя несколько задач:

1) расширение кругозора и углубление знаний обучающихся по предмету;

2) развитие исследовательских умений и навыков, проведение длительных наблюдений, постановку простых экспериментов и т. п.;

3) экологическое образование; развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников;

4) формирование умения пропагандировать знания о природе;

5) развитие коммуникативных качеств личности.

Формы организации внеклассной работы и их особенности.

Выделяют три основных формы организации внеклассной работы: массовая, групповая, индивидуальная.

Каждая из этих форм имеет свои особенности.

Для начала разберем массовую работу.

Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Подготовка начинается заранее. В зависимости от своих интересов, каждый ребенок занят делом, некоторые из них занимаются оформлением, а некоторые учат, готовят материал. Такие мероприятия включают в себя научное и художественное содержание. Важнейшей задачей в таком событии представление именно естественно – научного вечера.

Прогулки, экспедиции оказывают большое влияние на развитие познавательных интересов учащихся. Для младших школьников такие прогулки должны быть рассчитаны на 30-40 минут. Для старших школьников могут занимать и несколько дней (например, в летнем оздоровительном лагере). Целью данных мероприятий является знакомство детей с особенностями своего края, изучение растений, рек и т.д.

Существуют также факультативные занятия.

Факультативные занятия – это особая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, служат дополнением к школьным курсам. Цель таких занятий – дать учащимся естественно - научные знания и умения в объеме, существенно превышающем школьную программу. Они проводятся по желанию учеников, однако те, которые записаны, обязаны их посещать. Занятия включаются в расписание и их проведение входит в учебную нагрузку учителя. В начальной школе функционируют два факультативных курса А. А. Плешакова. В 3 классе «Экология для младших школьников» и в 4 классе «Планета загадок». Они рассчитаны на 34 занятия, получается по 1 часу в неделю. В процессе занятий происходит развитие соответствующих умений и навыков в более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране природы.

Пример проведения массовой работы – внеклассного мероприятия «День охраны животных». В России этот день отмечается 4 октября. Рассмотрим цели, задачи и итоги такого мероприятия.

Цели

Задачи

Итоги мероприятия

  1. Воспитание любви к живой природе;
  2. Сплоченность учеников;
  3. Дать представление о происхождении праздника «День защиты животных».
  1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями;
  2. Приобщение детей к охране природы родного края.
  1. Выявление победителей в конкурсах;
  2. Оценка уровня подготовленности учащихся.

Следующая форма внеклассной работы – групповая.

Цель работы такой формы работы – заинтересовать учащихся, увеличить их природоведческие знания, выработать навыки наблюдения. Итоги работы можно наблюдать на уроках окружающего мира.

Руководителем может быть учитель, который ведет окружающий мир или педагог дополнительного образования, являющийся специалистом в естествознании. Количество детей, записанных на кружок, в среднем 15 человек. Состав учеников должен быть постоянным.

Для младших школьников чаще всего организуются кружки юных натуралистов, цветоводов, фенологов, краеведов, геологов, экологов и др. Тема кружковой работы по годам обучения была предложена в трудах Б. В. Всесвятского, Б. Е. Райкова, П. И. Боровицкого, И. Д. Зверева, М. Н. Скаткина, А. Н. Захлебного и др.

И последняя форма внеклассной деятельности – индивидуальная.

Индивидуальная работа проводится с заинтересованными учащимися, которые сами берут определенные задания у учителя. Подобная работа обычно носит эпизодический характер. Ученики, у которых имеются книги по естествознанию, обычно хотят писать доклады и т.п. При подготовке нужно учить их выбирать исключительно главную информацию, подводить итоги, формулируя собственное мнение. Надо их научить работать со справочной литературой для детального ознакомления с растениями и животными.

Для тех, кто любит рисовать, можно устраивать выставки наилучших фотографий о природе, также можно каждому дать задание – подготовить стенгазету, на которой они соберут растения и распишут их функции и особенности. Такие занятия порождают любовь к окружающему миру, учат замечать прекрасное.

Подводя итоги, мы можем сказать, что именно внеклассные занятия развивают детей, позволяют им узнать больше об окружающем мире, увидеть, почувствовать всю эту красоту.

Список литературы

  1. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2008. - 253с.
  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary