ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Авторы публикации

Рубрика

Физика

Просмотры

81

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 26.12.2022

Поделиться

В современной школе духовно-нравственному воспитанию придается большое значение. Данная тема востребована и на уроках физики. Мы исходим из того, что подлинное образование разрабатывает не абстрактные для ребенка темы и проблемы, а те, которые, например, языком физики говорят о его внутреннем мире, формируют общую культуру, научную картину мира, целостное мировоззрение. С помощью понятий, образов, символов, знаков, значений, смыслов ребенок познает не только окружающий мир, но, главное, свой собственный, в контексте интегрального духовно-нравственного опыта человечества.

На сегодняшний день в образовании огромная значимость придается духовно-нравственному воспитанию. Особо популярно на предметах естественно-математического цикла, в частности на уроках физики. Настоящее образование разрабатывает внутренний мир обучающегося, научную картину мира и целостное мировоззрение. Это развивается благодаря различным предметам и его понятий, образов, символов, знаков.

За последнее время духовно-нравственное воспитание на уроках физики вышло на абсолютно новый и иной уровень. Если сравнивать прошлые года, к примеру 50-70ые, то учителя физики были нацелены в основном на формирование у школьников патриотизма, ответственности, трудолюбия, честности, целеустремленности и многое другое. Основным считалась подготовка обучающихся и применение приобретенных знаний, умений и навыков для решения практических задач обыденной жизни.

А в 80-90ые годы основными направлениями на уроках физики было повышение интереса к биографии ученых, истории возникновения науки – физики, формирования мировоззрения и личности обучающегося. 

Перечисленные мной факторы из прошлых годов не являются специфическими только для физики, но и относятся к другим предметам. 

В настоящее время к основным аспектам формирования духовно-нравственного воспитания относятся: нравственный, гражданский, политехнический, патриотический и здоровьесберегающий. Давайте разберемся с каждым аспектом в отдельности.

Начнем с нравственного аспекта.  Нравственный аспект предполагает, что мы должны понимать необходимость использования достижений науки, чтобы в дальнейшем развивалось человеческое общество. 

Гражданственный аспект предполагает формирование творческой личности, которая испытывает уважения к творцам, которые обеспечивают главную роль в создании нового мира – мира технологий.

Политехнический аспект предполагает подготовку обучающихся к использованию полученных ими знаний и умений, для решений повседневных задач. Так же политехнический аспект воспитывает уважение к труду, чувства долга и ответственности.

Патриотический аспект или его еще называют региональным компонентом. Он предполагает изучение основных сведений о Родине, ее культуре, традициях, это все способствует к любви своего города, своей родине и воспитывает патриотического гражданина.

Здоровьесберегающий аспект обеспечивает формирование здорового образа жизни и безопасность жизнедеятельности человека и общества.

В процессе формирования духовно-нравственного воспитания нужно учитывать все эти аспекты, поскольку каждый из них воспитывает что-то одно в жизни человека.

Давайте обсудим условия, которые обеспечат эффективность использования на уроках физики биографического материала.

Первым условием будет являться то, что биографические сведения должны быть в минимальном объеме и интересные факты, поскольку, когда информации, много обучающиеся не успевают ее понять и запомнить.

Вторым условием будет то, что биографический материал должен быть связан с конкретным материалом изучения какой-либо темы, для того что бы обучающиеся понимали зачем им рассказывают информацию о том или ином ученом.

Третьим условием будет то, что биографический материал должен стимулировать у обучающихся запоминание сложного материала, при таком условии урок или тема должны начаться с какого-то эмоционального рассказа, примера, опыта, которые бы описывали деятельность ученого.

Четвертым будет то, что при рассказе биографического материала, обучающихся нужно познакомить с логикой мышления самого ученого, про которого мы рассказываем.

Отображение больших успехов нашего государства в областях физики и техники дает возможность сформировать у обучающихся чувства гордости за нашу страну.

При анализе ценностях современной физики таких как, загрязнение окружающей среды и атмосферы, экологические проблемы и их пути решения и многое другое, у обучающихся происходит развитие гражданина – гуманиста, борца за мир.

Фактическая нацеленность уроков физики создает способность применять приобретенные познания в обыденном мире: быт, охрана здоровья и окружающего мира, экология и многое другое.

В данный момент, одни из основных принципов духовно-нравственного воспитания – это принцип непрерывности, который гласит, что процесс обучения человека должен идти на протяжение всей его жизни. Работа по воспитанию будущего поколения должна возлагаться не только на преподавателя, но и на все его окружение и должна носить непрерывный систематический характер.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2018. – 20с.
  2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова. – 2-ое изд, - М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКОЭ» 2020. – 832 с.
  3. Ковтун В.П. «Занимательный мир физики» – СПб.: Дельта, 2019. – 240с.,
  4. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост.. – М.: Глобус, 2021. – 192с
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее