На сегодняшний день в образовании огромная значимость придается духовно-нравственному воспитанию. Особо популярно на предметах естественно-математического цикла, в частности на уроках физики. Настоящее образование разрабатывает внутренний мир обучающегося, научную картину мира и целостное мировоззрение. Это развивается благодаря различным предметам и его понятий, образов, символов, знаков.
За последнее время духовно-нравственное воспитание на уроках физики вышло на абсолютно новый и иной уровень. Если сравнивать прошлые года, к примеру 50-70ые, то учителя физики были нацелены в основном на формирование у школьников патриотизма, ответственности, трудолюбия, честности, целеустремленности и многое другое. Основным считалась подготовка обучающихся и применение приобретенных знаний, умений и навыков для решения практических задач обыденной жизни.
А в 80-90ые годы основными направлениями на уроках физики было повышение интереса к биографии ученых, истории возникновения науки – физики, формирования мировоззрения и личности обучающегося.
Перечисленные мной факторы из прошлых годов не являются специфическими только для физики, но и относятся к другим предметам.
В настоящее время к основным аспектам формирования духовно-нравственного воспитания относятся: нравственный, гражданский, политехнический, патриотический и здоровьесберегающий. Давайте разберемся с каждым аспектом в отдельности.
Начнем с нравственного аспекта. Нравственный аспект предполагает, что мы должны понимать необходимость использования достижений науки, чтобы в дальнейшем развивалось человеческое общество.
Гражданственный аспект предполагает формирование творческой личности, которая испытывает уважения к творцам, которые обеспечивают главную роль в создании нового мира – мира технологий.
Политехнический аспект предполагает подготовку обучающихся к использованию полученных ими знаний и умений, для решений повседневных задач. Так же политехнический аспект воспитывает уважение к труду, чувства долга и ответственности.
Патриотический аспект или его еще называют региональным компонентом. Он предполагает изучение основных сведений о Родине, ее культуре, традициях, это все способствует к любви своего города, своей родине и воспитывает патриотического гражданина.
Здоровьесберегающий аспект обеспечивает формирование здорового образа жизни и безопасность жизнедеятельности человека и общества.
В процессе формирования духовно-нравственного воспитания нужно учитывать все эти аспекты, поскольку каждый из них воспитывает что-то одно в жизни человека.
Давайте обсудим условия, которые обеспечат эффективность использования на уроках физики биографического материала.
Первым условием будет являться то, что биографические сведения должны быть в минимальном объеме и интересные факты, поскольку, когда информации, много обучающиеся не успевают ее понять и запомнить.
Вторым условием будет то, что биографический материал должен быть связан с конкретным материалом изучения какой-либо темы, для того что бы обучающиеся понимали зачем им рассказывают информацию о том или ином ученом.
Третьим условием будет то, что биографический материал должен стимулировать у обучающихся запоминание сложного материала, при таком условии урок или тема должны начаться с какого-то эмоционального рассказа, примера, опыта, которые бы описывали деятельность ученого.
Четвертым будет то, что при рассказе биографического материала, обучающихся нужно познакомить с логикой мышления самого ученого, про которого мы рассказываем.
Отображение больших успехов нашего государства в областях физики и техники дает возможность сформировать у обучающихся чувства гордости за нашу страну.
При анализе ценностях современной физики таких как, загрязнение окружающей среды и атмосферы, экологические проблемы и их пути решения и многое другое, у обучающихся происходит развитие гражданина – гуманиста, борца за мир.
Фактическая нацеленность уроков физики создает способность применять приобретенные познания в обыденном мире: быт, охрана здоровья и окружающего мира, экология и многое другое.
В данный момент, одни из основных принципов духовно-нравственного воспитания – это принцип непрерывности, который гласит, что процесс обучения человека должен идти на протяжение всей его жизни. Работа по воспитанию будущего поколения должна возлагаться не только на преподавателя, но и на все его окружение и должна носить непрерывный систематический характер.
Список литературы
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2018. – 20с.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова. – 2-ое изд, - М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКОЭ» 2020. – 832 с.
- Ковтун В.П. «Занимательный мир физики» – СПб.: Дельта, 2019. – 240с.,
- Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост.. – М.: Глобус, 2021. – 192с