Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности и учебной мотивации, а также способствует уверенности в своих силах и эмоциональной уравновешенности.
Проект включает в себя 6 П:
- проблема;
- поиск информации;
- проектирование;
- продукт;
- презентация;
- портфолио.
Важное условие проектной деятельности – заранее выработать этапы проектирования, определить цели и задачи проекта, создать план по реализации проекта.
Она включает в себя цель, мотивы, функции, условия, результат.
При организации проектной деятельности нужно учитывать психологические и физиологические особенности младших школьников.
У учеников этого возраста наблюдается наглядно-образное мышление. Они любопытны, у них интерес ко всему. И все это подталкивает их к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Темы выбираются по содержанию предметов, и для проекта необходима значимая проблема, которая обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу.
Выполнение проектной работы в 1-2 классе не может длиться более 2 недель. В начальных классах проекты не могут быть долгосрочными. В 3-4 классе длительность можно увеличить до 2-3 месяцев.
Детям необходима поддержка, помощь, они не способны к длительной работе без участия педагога. Для младших школьников проектная работа выделяется не в три этапа, а в пять или шесть этапов.
Они не умеют работать с научной литературой, планировать, обобщать, поэтому руководитель должен направить участников проекта на самостоятельный поиск. Необходимо проводить экскурсии с детьми, прогулки, проводить опрос населения. Несмотря на их возраст, их нужно вовлекать в проектную работу, так как именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок.
Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на:
- Исследовательские умения;
- Умения социального взаимодействия;
- Оценочные умения;
- Информационные умения;
- Презентационные умения;
- Рефлексивные умения
При защите проекта нужно попросить детей, чтобы они подготовили выступление с рассказом о своем проекте.
Оценка должна носить стимулирующий характер. Учеников, которые добились хороших результатов, можно наградить дипломами. А также всей команде нужно приготовить общий приз. Например: поход в музей, пикник и т.д.
В начальных классах проектная деятельность имеет свою специфику:
- применение метода в начальных классах может начаться только с 3 класса;
- на уроках математики, русского языка метод проектов имеет низкую эффективность,
- высокой эффективности можно добиться на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии и т.д.
Как и говорили ранее, проектный метод необходимо использовать в начальной школе. Проектная деятельность направлена на разрешение познавательных проблем, а также создание новых ценностей.
Список литературы
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная .школа. – 2004. - №2.
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.