Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

В данной статье рассматривается мотивация учебной деятельности учащихся. Тема является актуальной в наше время, так как сейчас у детей другие приоритеты и необходимо их мотивировать.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 05.02.2024

Поделиться

Мотивация – способ быстрого достижения цели, который основан на психофизиологическом процессе. Это то, что ведет к цели, заставляет двигаться.

Каждый человек нуждается в мотивации, особенно в мотивации нуждаются учащиеся, так как некоторым очень тяжело настроить себя на то, что им обязательно надо знать, учить. Порой они не понимают, для чего им нужна таблица умножения или зачем им нужно знать, что «кот» - это имя существительное. Они задаются вопросами: «Как нам это пригодится в повседневной жизни?» или же «Зачем мне нужна история, если я хочу стать врачом?»

Все предметы дают базовые знания и нужны для того, чтобы развить наше мышление, чтобы мы смогли применить те или иные знания в жизни.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема актуальная. И чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Я работаю в школе второй год, на данный момент у меня 5,6,7 классы. По сути, разница между 6 и 7 классом не очень большая, но это сильно ощущается. Мои ученики, которые год назад были в шестом классе – сейчас совсем другие. Они выросли на глазах, у них другие ценности, их не волнуют оценки, хотя в прошлом году их глаза горели. И здесь, опять же, необходимо мотивировать детей.

Так как я являюсь не только предметником, но и классным руководителем слабо мотивированного класса, я решила поднять мотивацию. У меня был такой вариант: учащиеся за неделю должны получить 20 пятерок, но ни одной двойки не должно быть, иначе оценки аннулируются. За это им выдавался сертификат «антидвойка». После получения сертификата учащийся имеет право выбрать предмет, я договариваюсь с предметником, в сертификате дается 3 варианта право на:

  1. Повышение оценки на 1 балл
  2. Невыставление двойки в журнал
  3. Невыполнение домашнего задания

Ученики, у которых в неделю было по 3-4 оценки, без проблем набрали более 20 оценок за неделю, таких в классе у меня было шесть человек. Процент успеваемости в классе значительно вырос. Дети снова поняли, что получать оценки – это легко и прекрасно. Теперь они получают эти оценки не выпрашивая сертификаты, так как знают, что могут хорошо окончить четверть сами, они снова осознали, что они способны, они все смогут.

Что касается предмета, детям не очень интересно, когда просто решают, записывают, переписывают, им все нужно ярко, красочно, эмоционально. Для закрепления материала я использую игры: создаю презентации, добавляю ребусы, головоломки, и, конечно, используя яркие цвета.

На уроке, пока одни решают, другим обычно бывает скучно, я делала карточки, давала задания, но каждый раз возникали споры: «я хочу, я не хочу», чтобы этого не было, мы договорились. В начале урока я объясняю тему, а при решении заданий, допустим, сегодня первый ряд идет к доске, второму ряду я заранее готовлю рабочие листы по теме урока, третий ряд решает самостоятельно номера, которые первый ряд выполняет у доски (все эти номера отображены на интерактивной доске в презентации, взяты в основном из учебников или из сайта решу.впр). На второй день мы меняемся, и так каждый раз. Теперь в начале урока они уже сами знают, какой ряд и что будет делать, так я успеваю и оценить большинство, и каждый из них занят чем-то, им некогда сидеть скучать.

Таким образом, использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary