Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках физики в условиях инновационного обучения

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках физики в условиях инновационного обучения

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (149), Январь ‘24

Дата публикации 23.12.2023

Поделиться

В статье рассматриваются концепции формирования коммуникативных компетенций школьников с позиции мыслителей, педагогов образовательных учреждений в России и за рубежом. Проанализированы методические особенности применения инновационных методов обучения в курсе основной школы.

В XXI веке развиваются инновационные технологии. С помощью Интернета учащиеся общаются с соотечественниками, друзьями, учителями. Помимо этого, можно найти ответы на учебные задания, инструкции по созданию лабораторий на дому и учебных практикумов для самоконтроля. Однако Интернет содержит не только полезную информацию, но и вредную. Последствия чтения подобной информации влечет отклонение от коммуникации. Учащийся использует сленги, жаргоны и оскорбительные слова [4]. Данные привычки оказывают пагубное влияние на речь. Информация перестает быть содержательной и точной. Поэтому важно следить за уровнем коммуникативной компетенции школьников, научить их относиться критически к информационным источникам, а также владеть деловым стилем общения на уроках физики.

Коммуникативные навыки являются одним из аспектов становления личности. Основой для профессиональной деятельности педагога является речь, которую относят к коммуникативным компетенциям. Хуторской А.В. отмечает в своей работе, что обучение и воспитание личности происходит через владение языком [11]. Коммуникация играет важную роль в обучении, воспитании, без нее педагог наглядно не покажет учебный материал и не объяснит доступным языком [8, с. 221]. Дополнительно, личности необходимо, по мнению Самойловой Т.А., владеть языком не просто как мышцей, а целой «системой языка для создания грамматически и семантически правильных конструкций, а через речь демонстрировать знание этой системы» [10]. Учащиеся грамотно общаются через знание языковой системы – правильного построения предложений, которые передают точно смысл сказанных слов. Коммуникативные компетенции содержат в себе знания, умения и навыки. Так, через коммуникативные умения осуществляется речевая коммуникация, то есть общение [5, с. 30]. В основе связи понятий «коммуникативная компетентность» и «речевая деятельность» лежит принцип единства психики, сознания и деятельности [7, с. 262]. Суть этого принципа, по С. Л. Рубинштейну, заключается в том, что «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется». Таким образом, коммуникативные компетенции играют важную роль в социализации учащихся и учителей.

Инновационное обучение занимает ведущее направление в образовании. Многие методы традиционного обучения не способны подстроиться под требования современных школ. Если ранее к учащемуся относились как к объекту обучения, то сейчас он является субъектом, обладающий индивидуальностью. Необходимо развивать самостоятельность, мотивацию, навыки в общении среди класса. Инновационное обучение и инновация неразрывно связаны между собой. С приходом инновации разрабатываются новые методы обучения, которые удовлетворяют современным запросам педагога. Современные методы обучения позволяют эффективно оценить коммуникативную компетентность. Так, цифровые образовательные ресурсы широко используются учителями физики [6].

ЦОР относят к информационному обучению, особенность данного обучения заключается в самостоятельности учащихся и наличии обратной связи. ЦОР позволяют учителю подобрать то средство обучения, в котором он нуждается. Допустим, учителю необходимо создать инструкцию к лабораторной работе или создать виртуальную лабораторную работу. Достаточно открыть сайт и скачать документ, файл с лабораторной работой. Затем учащиеся выполняют непосредственно саму лабораторную работу и дают обратную связь. Так, при помощи программы RapidMiner учителя физики повышают качество обучения, снижая количество учащихся, имеющих неправильное представление: об оптических материалах; магнитной энергии; свои научные представления [2]. Таким образом, использование инновационных средств обучения позволило не только оценить процесс обучения, но и сформировать коммуникативные способности учащихся.

К коммуникативным способностям относят участие в коллективной деятельности. Учащемуся приходится вступать в речевое взаимодействие, обмениваться информацией, выражая свое субъективное мнение [3]. Необходимо отметить, что коллективное воспитание является частью деловой культуры. В свою очередь, деловая культура готовит учащихся к профессиональной деятельности [9, с. 43].

Из-за COVID-19 произошел переход к дистанционному обучению. Многие учителя, учащиеся взаимодействовали на расстоянии через телефон или компьютер, используя Интернет. Учителя столкнулись с проблемой обратной связи. Допустим, учитель говорит классу дать обратную связь через чат видеоконференции. Взаимодействуя через веб-камеру, учитель и учащиеся общаются через физиогномику – языка жестов. Жесты являются источниками информации, которые позволяют оценить гибкость мышления учащихся в рамках учебного процесса [1, с.163]. Язык жестов относят к коммуникативным способностям учащихся. По физиогномике человека можно добиться эмоционального сигнала об усвоении или затруднении в усвоении материала. Таким образом, к коммуникативным способностям относят физиогномику и мнение учащегося в обсуждении проблемы, а также владение деловой культурой.

В заключении отметим, что коммуникативные компетенции играют важную роль в развитии учащихся и учителей. Они формируют деловую культуру. Инновационное обучение способствует формированию коммуникативных компетенций, к которым относят речевую коммуникацию, физиогномику и владение системой языка. Отметим также, что различные инновации позволяют педагогу упростить обучение и сделать его более эффективным в формировании коммуникативной компетенции.

Список литературы

  1. Macrine S. L., Fugate J. M. B. (ed.). Movement matters: How embodied cognition informs teaching and learning. – MIT Press, 2022.
  2. Wibowo F. C. et al. Teacher physics empowerment: Innovative smart orbital (ISO) media for improving learning quality using analysis RapidMiner //AIP Conference Proceedings. – AIP Publishing, 2021
  3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб., 1995. 136 с.
  4. Бобышева Е. О. и др. Интернет-зависимость и склонность к девиантному поведению //Коченовские чтения «Психология и право в современной России». – 2010.
  5. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш. – Минск: Ранок, 2013. – 84 с.
  6. Ватунский, А. А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании //Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 3 (70). – С. 225-227.
  7. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение/Зимняя, И. А., Мазаева, И. А., Лаптева, М. Д.; под ред. И.А. Зимней. – М.: «Аспект Пресс», 2020. – 400 с.
  8. Коменский, Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с.
  9. Профессиональная этика в педагогической деятельности: учеб.пособие / М. В. Веккессер, И. А. Славкина, Н. Д. Фирер, Н. Г. Харитонова, Л. С. Шмульская. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 120 с.
  10. Самойлова Т. А. Исторические этапы формирования понятия «коммуникативная компетенция» в зарубежной коммуникативной лингвистике и лингводидактике XX В //Вопросы педагогики. – 2020. – №. 11-2. – С. 293-298.
  11. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – [Электронный ресурс] URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.12.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее