Физическое развитие человека, обеспечение слаженной работы всех органов и систем зависит во многом от физических нагрузок. Чтобы организм нормально функционировал, каждому человеку требуется определенный минимум двигательной активности. Увы, в современном мире взрослый человек ощущает существенно меньшую потребность в движениях, чем необходимо это для естественного его развития. Поэтому представляет актуальность рассмотрение мотивационных аспектов при занятиях физической культурой и спортом.
Мотивация к занятиям физической культурой и спортом — это совокупность внутренних и внешних мотивов, побуждающих к физической активности для сохранения здоровья, и условий, содействующих реализации физически активного поведения. Приобщение человека к занятиям физическими упражнениями, как представляется, начинать следует с формирования у него мотивации здоровья. Проблема видится в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он в данный момент хорошо себя чувствует и не жалуется на какие-либо недомогания. Поэтому, заводя речь о мотивации к занятиям физической культурой и спортом, прежде всего необходимо понимать, что здоровье – величина непостоянная. Забота о здоровье, его укреплении должна быть ценностным мотивом, формирующим, контролирующим и регулирующим образ жизни человека [3, с. 65]. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к своему здоровью, к себе. Никакие наказания, приказы, пожелания не могут человека заставить заниматься физическими упражнениями, укреплять и охранять собственное здоровье, если этим всем не управляет его осознанная мотивация.
Мотивы, которые составляют мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, могут быть объединены в следующие группы:
1. Группа мотивов, связанных с образом жизни, представлена:
- гуманистическими мотивами (бережное отношение к жизни, здоровью);
- мотивами рекреации и реабилитации (стремление к полноценному отдыху и восстановлению утраченного здоровья);
- мотивами личностного престижа и достижения (стремление к физической красоте, созданию имиджа человека с высокой культурой здоровья).
2. Группа мотивов, связанных с личностно-профессиональным развитием, представлена:
- познавательными мотивами (расширение кругозора в сфере физической культуры и спорта);
- мотивами саморазвития.
3. Группа мотивов, связанных с социальным окружением, представлена:
- мотивами идентификации (подражание кумирам, родителям, друзьям);
- мотивами аффилиации и социализации (подчинение этнокультурным требованиям);
- мотивами самоутверждения (стремление доказать способность добиться успеха в самостоятельных занятиях физической культурой);
- мотивами, которые связаны с чувством долга и ответственности (стремление быть для своих учеников, детей, больных и т. д. примером).
4. Группа гедонических мотивов представлена:
- эмоциональными мотивами (улучшение настроения от занятий физической культурой и спортом);
- психофизиологическими мотивами (минимизация стрессового напряжения, улучшение психологического и психического здоровья);
- рефлексивно-волевыми мотивами (осознание возможности победы над собственными слабостями, повышение самооценки) [1, с. 14].
Чаще всего у человека преобладает одна мотивация. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В любом случае, если человек не усвоил с детства правила и ценность самостоятельных занятий физическими упражнениями, то во взрослом возрасте его трудно будет образумить, пока он не столкнется с серьезными проблемами здоровья.
Как представляется, формирование мотивации и потребности в занятиях спортом и физической культурой начинать следует с самого рождения ребенка. К примеру, родители могут для этого постепенно приучать ребенка делать гимнастику по утрам, чаще ходить пешком и др. По мере взросления ребенок привыкает к активному режиму дня, правилам, установленным для него родителями, и уже не может представить себе другой образ жизни, без физической активности. Представляется существенной роль личного примера взрослых, ведь в природе детей заложено подражание взрослым. По мере взросления, становясь подростком, ребенок уже не так прислушивается к взрослым, зачастую в этом возрасте пользуются большим авторитетом сверстники ребенка, поэтому его образ жизни будет зависеть во многом от образа жизни его друзей, компании. В подростковом возрасте мотивация в занятиях физической спортом исходить должна не от взрослых, а от сверстников. Поэтому можно порекомендовать проведение в учебных заведениях специальных собраний, на которых ребята могут сами готовить доклады о важности активного образа жизни, о пользе занятий спортом в противовес вреду от курения, употребления алкоголя, наркотиков [2, с. 26].
Подытоживая рассмотрение темы, нужно сказать, что, к счастью, в настоящее время занятия спортом и физической культурой вошли в моду. Все больше популярных людей пропагандируют физическую культуру и спорт, при этом такие личности более популярны по сравнению с измученными вредными привычками. Исходя из этого можно выделить еще одну мотивацию к занятиям физической культурой: это – один из первых шагов к успеху и популярности.
Список литературы
- Айвазова, Е.С. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Е.С. Айвазова // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Азов, 18 нояб. 2019 г.) / редкол.: М.В. Залужная [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 13-16.
- Катаны, И.А. Мотивация и целенаправленность организации, содер-жания самостоятельного занятия физическими упражнениями различной на-правленности / И.А. Катаны // Международный журнал гуманитарных и есте-ственных наук. – 2018. — №9. — С. 25-29.
- Ярмухаметова, Г.У. Мотивация в спорте / Г.У. Ярмухаметова // Вест-ник науки. - 2018. - № 8. – С. 62-67.