Также учитывается большое количество вредных привычек, встречаются среди студентов разные виды зависимости, в том числе никотиновая, алкогольная и даже наркотическая. Большое значение имеет питание, молодежь нередко склоняется в сторону употребления фастфуда [3].
Подобные пищевые привычки оправдываются не только скоростью и ценой такой пищи, но и возможностью коммуникации с друзьями в процессе обеда или ужина. Обязательно большое внимание стоит уделять аспектам физической активности, у современной молодежи она находится на достаточно низком уровне, у некоторых вовсе отсутствуют, нередко ограничиваются занятия физической культурой в учебном заведении. Наконец, следует обратить внимание на использование современной техники, сейчас существует большое количество представителей молодежи, которые имеют зависимость от социальных сетей или же игровую, большую часть дня проводя подобным образом.
Таблица 1
Причина уклонения от заботы о здоровье
Причина уклонения от заботы о здоровье |
Мужчины |
Девушки |
Нехватка времени |
69% |
31% |
Недостаток силы воли |
52% |
48% |
Само понятие здорового образа жизни представлено в виде нескольких разнообразных трактовок. Стоит обратиться именно к раскрытию понятия со стороны Адыловой Н.М. и Р.И. Азимова. Они представляют здоровый образ жизни в качестве того образа жизни, который способствует как общественному, так и индивидуальному здоровью, при этом выступает в качестве профилактической основы. Формирование здорового образа жизни в государстве является важной частью социальной политики, ведь это позволяет укреплять и охранять здоровье всех граждан без исключения.
При рассмотрении основных причин, по которым не соблюдаются у студентов принципы здорового образа жизни, в первую очередь нужно ориентироваться на занятия физической культурой. Молодежь в своем возрасте значительно сильнее подвержена разнообразным негативным факторам, чем другие возрастные группы, в связи с этим обеспечивать формирование здорового образа жизни оказывается сложнее. Для того, чтобы комплексно разобраться в причинах проблем у студентов в этой области требуется в первую очередь уделить внимание физической культуре. Пропаганда в подобной области является наиболее востребованной. Молодые люди фактически переживают переходный этап своей взрослой жизни. В процессе обучения в учебном заведении происходит окончательное формирование характера, основных привычек, а также конкретного образа жизни. При этом обязательно нужно учитывать приоритет здоровья. Сами студенты для Российской Федерации выступают в качестве будущего государства, они в дальнейшем будут оказывать влияние на развитие, а также стимулировать решение демографического вопроса. В связи с этим здоровый образ жизни для этой части социума является необходимым факторов [1].
При рассмотрении этого понятия необходимо представить его как комплексное, которое затрагивает аспекты правильного питания, полноценного сна, физической активности, а также отказа от вредных привычек. Дополнительно рассматриваются нормы гигиены, санитарии, а также закаливания.
Отдельно стоит остановиться на нескольких основных аспектах. Под правильным питанием рассматривается то питание, которое дает возможность снабжать организм всеми питательными веществами, витамины, достаточным количеством жидкости и получать необходимую энергию. Дополнительно нужно рассматривать вопросы, связанные с графиком приемов пищи и их количеством [6].
Под физической активностью актуально будет рассматривать практически любые движения, связанные с затратами энергии. На практике это может быть даже простая ходьба или же выполнение уборки. Отдельно рассматриваются упражнения, которые также входят в физическую активность. Они отличаются тем, что деятельность в подобной ситуации структурированная, повторяющаяся и четко запланированная. Ее целью становится формирование или же поддержание конкретной физической формы.
В качестве следующего аспекта необходимо обратить внимание на режим сна, который включен в распорядок дня и должен касаться единого фиксированного времени как для засыпания, так и для пробуждения. При здоровом образе жизни график следует поддерживать не только в период рабочих дней, но и в выходные. Для студентов в качестве актуальной нормы рассматривается 7-9 часов в сутки. При этом сон должен быть непрерывным. При наличии графика удается обеспечивать полноценное восстановление организма и гарантировать на высоком уровне работоспособность как физическую, так и интеллектуальную. Среди рекомендаций по улучшению качества сна стоит рассматривать регулярное проветривание [4].
Для здорового образа жизни стоит отказаться от вредных привычек, тех, которые наносят вред своему организму, обществу или же окружающей среде. Среди наиболее популярных для студентов рассматривается курение и алкоголь, но также могут возникать вопросы, связанные с применением наркотиков. При наличии любой вредной привычки люди намного хуже воспринимают учебный материал, а также в дальнейшем стимулируется количество заболеваний и общий уровень самочувствия.
Для того, чтобы обеспечивать эффективное внедрение здорового образа жизни среди студентов, предлагается обратиться к рекомендациям Н.А. Красноперовой, которая формирует четыре основных этапа для достижения этой цели. В первую очередь требуется донести всю необходимую информацию о подобном образе жизни для студентов. Также важно на втором этапе рассматривать доказательства необходимости этого варианта жизни. На третьем следует сформировать умение студентов следовать основным рекомендациям. Наконец, на последнем этапе рассматривается возможность реализации всех рекомендаций [5].
На основании этих данных и других особенностей можно вывести комплексные единые рекомендации, которые для современной молодежи оказываются наиболее действенными во внедрении здорового образа жизни. В первую очередь следует составить полноценный график дня с учетом основных аспектов. Затем требуется рассматривать режим питания, а также основные продукты, которые позволяют поддерживать организм. Также двигательная активность должна быть запланированной. Наконец, студенты для дополнительной мотивации могут участвовать в разнообразных мероприятиях, которые относятся к спорту и физической культуры. Для борьбы со вредными привычками обязательно в рамках образовательного учреждения проводить эффективную пропаганду. Речь идет о том, что следует доказывать вред табака, алкоголя, а также наркотиков и стимулировать заботу о своем теле во всех ее формах [2].
При рассмотрении эффективного внедрения здорового образа жизни в студенческом обществе, необходимо рассматривать этот образ жизни как комплекс из физиологических и психологических показателей. Важно контролировать в точности психоэмоциональное состояние, справляться со стрессами и обеспечивать разгрузку эмоциональную, например, в формате спорта или же с помощью рекомендаций психолога в отдельных случаях. Здоровый образ жизни обязательно нужно рассматривать именно с точки зрения комплексного аспекта, ведь при соблюдении основных рекомендаций обеспечивается полноценное развитие для каждого студента, что положительно отражается на нем и в настоящий момент, и в дальнейшем, в процессе работы, творчества и семейной жизни.
Список литературы
- Joliev I. M. O. et al. Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle of university students //Youth and science. – 2019. – No. 3. – pp. 10-10
- Petrova T. N., Pyanzina N. N., Shilenko O. V. Healthy lifestyle of students and its dependence on social and subjective factors //Actual problems of physical culture and sports. – 2020. – pp. 259-262
- Razorenov V. A. et al. Formation of a healthy lifestyle of students with the help of sports sections //Innovative economy: prospects for development and improvement. – 2020. – №. 1 (43). – Pp. 221-227
- Tikhonova V. A., Danilova A.M. Formation of a healthy lifestyle by means of physical culture: on the example of the formation of a healthy lifestyle of a student //Science through the prism of time. – 2019. – No. 6. – pp. 169-172
- Chesno A.V. Formation of a healthy lifestyle of students as a guarantee of the development of the state //Russia and the world community: problems of demography, ecology and public health. – 2019. – pp. 230-233
- Yavdoshenko E. O., Shchegoleva A. O. Formation of a healthy lifestyle of students using means of physical education //Physical culture of students. – 2019. – pp. 479-483