Опыт подготовки учителей к организации исследовательской деятельности школьников.

Опыт подготовки учителей к организации исследовательской деятельности школьников.

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей к организации исследовательской деятельности школьников. В ходе исследования было проведено анкетирование среди педагогов-практиков, позволяющее изучить понимание и возможности применения исследовательской деятельности в школе, а также трудности, с которыми стакиваются учителя при её организации. Работа направлена на анализ профессиональной подготовки с целью её усовершенствование для будущих учителей.

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

На сегодняшний момент к педагогу предъявляются особые требования в области организации и проведения исследовательской деятельности. Общество испытывает необходимость в интеллектуально-творческой личности. Именно поэтому в системе высшего образования появляются тенденции новой и качественной подготовки специалистов [1, 144-146]. 

Государство уделяет большое внимание данному вопросу со своей стороны. Приняты важные законодательные акты, например «Национальная доктрина образования до 2025 года». В которой высказаны следующие мысли: “в стране должна вестись подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, и о привлечении в систему образования талантливых педагогов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы”. Это доказывает потребность в изменении подготовки будущих учителей и подчеркивает важность проводимого исследования. Поэтому стоит задуматься о создании общей методики подготовки молодых специалистов педагогических вузов. 

Опыт нашей работы подтверждает, что готовность учителя к исследовательской виду деятельности должна опираться на ряд положений: 

  •  во-первых, учитель должен понимать необходимость организации и проведения исследовательской деятельности на любом этапе обучения;       
  •  во-вторых, знать теоретические основы осуществления исследовательской деятельности в процессе обучения; в-третьих, владеть технологиями, методами и приемами организации исследовательской деятельности школьников. 

В Ярославском регионе накоплен значительный опыт организации исследовательской деятельности учащихся. В 2014 году была разработана Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, сформулированы критерии эффективности обучения, проводится работа по классификации нормативной базы. С 2019 года во многих школах начали организовываться индивидуальные проекты исследовательского типа, где разрабатывается положение, в котором прописаны основные требования и критерии оценки. В Ярославской области много, что проработано, например, рассмотрены этапы организации по отношению к различным предметам, а также глубоко изучены следующие аспекты: определение области исследования, темы; особенности организации внеурочных занятий по проектам, сложности в организации научно-исследовательской деятельности и пути их преодоления. Потенциал исследовательской деятельности помогает развить личные качества у обучающихся, углубить знания по предмету, сориентироваться в профессиональном выборе. 

 С целью улучшения подготовки в педагогических вузах мы решили изучить имеющийся опыт педагогов-практиков Ярославской области методом анкетирования (МОУ СШ №30, №55, Болтинская СОШ). 

В анкетировании приняли участие 50 человек, среди них 18 учителей из начального звена (со стажем от 1 года до 28 лет, в возрасте от 23 до 55 лет) и 32 учителя среднего звена различных предметных областей со стажем от 2 до 32 лет, возрастом от 24 до 57 лет. Все педагоги имеют высшее образование. 

Анализируя полученные результаты было выявлено, что все педагоги среднего звена организуют исследовательскую деятельность и только 6 педагогов из начального звена. При этом из беседы с данными педагогами было выявлено, что главной трудностью организации данной деятельности является степень самостоятельности выполнения работы учениками. Чаще всего ответственность за выполнение исследовательской работы возлагается на плечи родителей.

 Что касается понимания исследовательской деятельности, то её отождествляют с личностно-ориентированной деятельностью, поисковой работой. Часто встречаемые формулировки: «исследовательская работа−это творческий поиск необходимый для решения проблем», «деятельность, направленная на создание определенного продукта, результата». Многие педагоги указали на то, что результат должен быть заранее организован и спланирован.

На вопрос о возможностях применения исследовательской деятельности в обучении, развитии и воспитании учителя отметили, что имеет широкие возможности.    В плане обучения «позволяет добиться полноценных знаний в области науки» и «возможность связать теорию с практикой». А с точки зрения воспитания – это «создание ситуации успеха», «возможность самореализоваться, работать в сотрудничестве». Также, по мнению опрошенных, исследовательская деятельность способствует «расширению кругозора и словарного запаса», «развитию когнитивных способностей». 

Большая часть организует исследовательскую деятельность иногда в урочной и внеурочной деятельности (50%), регулярно в урочной деятельности – 10 %, иногда во внеурочной деятельности (20%), регулярно в урочной деятельности 8%, регулярно во внеурочной деятельности 6%, редко в урочной и внеурочной деятельности (6%). Из полученных данных следует, что организация исследовательской деятельности осуществляется в основном во внеурочное время.

Наиболее часто применяемыми формами организации исследовательской деятельности, которые выделили педагоги: исследовательские проекты, которые являются обязательной формой; рефераты, доклады, домашнее задание исследовательского характера, уроки−исследования. 

Педагоги указали и на определённые возникающие трудности, рассмотрим некоторые из них: 46 человек (92%) указали на трудности связанные с недостатком времени, так как оно уходит на подготовку к занятиям и проверку тетрадей; половина опрошенных выделяет трудности, связанные с самостоятельным изучением детьми новой информации, что, несомненно, является актуальной проблемой, так как дети зачастую уделяют мало времени изучению чему-либо помимо школьной программы; трудности связанные с создаем материально-технических условий для исследовательской деятельности детей (20%), многие школы не всегда оснащены современным оборудованием и доступу к интернет-ресурсам. Трудности, связанные с неумением детьми презентовать результаты своей деятельности (10%), у детей часто возникает боязнь выступать перед большой аудиторией. Кроме этого возникают сложности у 20% педагогов, связанные с жесткими рамками учебно-тематического планирования, так как тема исследовательской работы не всегда будет соответствовать тематическому плану учителя. 

Выводы: 

1. Взаимосвязи между стажем работы педагога и частотой организации исследовательской деятельности школьников не выявлено. Реализацией данной деятельности занимаются как молодые педагоги, так и те, которые имеют большой педагогический стаж. Но стоит отметить, что опытные учителя начального звена сталкиваются с большими трудностями в организации исследовательской деятельности, чем молодые специалисты. Стаж работы и количество трудностей, испытываемых учителями средней общеобразовательной школы, не взаимосвязаны.

2. Учителя-предметники для организации исследовательской деятельности используют время, отведенное на внеурочную деятельность. Это обусловлено тем, что занятия во внеурочное время не регламентированы временными рамками и не имеет строгих требований с точки зрения формируемых компетенций. А учителя начального звена организуют исследовательскую деятельность, как на уроках, так и вне. 

Таким образом, проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что у большинства педагогов нет четкого представления о понятии «исследовательская деятельность». Но, они отмечают широкие возможности её реализации на практике. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях стало обязательным организация и проведение проектной деятельности исследовательского характера. В процессе работы педагоги сталкиваются с большим количеством трудностей, которые носят объективный характер: нехватка времени, недостаточное материально-техническое обеспечение, жесткие рамки тематического планирования. Следовательно, для будущих педагогов необходимо предусмотреть курс по подготовке к организации исследовательской деятельности школьников, а для педагогов со стажем разработать курс повышения квалификации по реализации проектно-исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Зверева С.А. Педагогический опыт организации исследовательской деятельности учащихся в сельской местности / С.А. Зверьева // Исследовательская работа школьников. 2005. – №4. – С. 144–147.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary