Дошкольное детство проходит быстро, поэтому педагоги, работающие с детьми, должны строить свою работу так, чтобы помочь ребенку раскрыть его индивидуальность, что и является условием успешного развития. Каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен для него. Дошкольное образовательное учреждение и семья – основные источники, помогающие формированию будущего поколения. Одной из главных целей является сотрудничество дошкольной организации и семьи - создавая необходимые условия для развития взаимно-ответственных отношений семей воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В нашем дошкольном учреждении работа с родителями учитывает их запросы и степень заинтересованности деятельностью ДОУ. Современные семьи, разные, с одной стороны отличаются традициями и взглядами на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества, с другой все они едины в желании самого наилучшего для своего ребенка. Анализируя формы работы с родителями, можно выделить четыре основных направления: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуг.
Целью познавательного направления является ознакомление родителей с индивидуальными, возрастными и психологическими особенностями детей.
Сюда относятся: общие и групповые собрания, мастер-классы, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, поделок, изготовленных совместно с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, совместные экскурсии, семейные проекты.
Информирование родителей и анализ информации – направлены на определение потребностей и интересов семьи.
Наглядно-информационное направление доносит до родителей информацию в доступной форме. Сюда относятся: родительский уголок, выпуск стенной газеты «Весёлый паровозик», которые освящают жизнь группы.
Досуг - направление наиболее привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное, так как любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть " изнутри" пробелы ребёнка в сравнении с остальными детьми, определить слабую сторону в межличностных отношениях. Встречи родителей на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают будни ярче, от этого растёт самооценка воспитанников, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.
Вот уже на протяжении трех лет родители нашей группы №6 «Солнышко» компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи активно задействованы в совместной проектной деятельности.
Одним из первых стал проект «Азбука солнечного настроения», который способствовал формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Проект был направлен на познавательно – речевое и социальное развитие детей. На родительском собрании обсуждался план осуществления данного проекта. Каждая семья создала свою страничку для «Солнечной Азбуки», в которую вошли семейные фотографии, стихи, рассказы о своей семье. На заключительном этапе был подготовлено театрализованное представление по сюжету сказки «Репка», героями которой были родители и дети.
В проекте «Путешествие по городу «Красивой речи»» закреплялось формирование элементарных навыков подготовки к обучению грамоте, посредством развития совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Каждая семья подготовила рисунок «живой» буквы, из всех работ была составлена карта-плакат «Город «Красивой речи»», с его помощью дети отправились в путешествие. Во время остановок дети читали стихи о своих буквах.
В проекте «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», суть которого заключалась в совершенствовании физического развития детей и психологической базы речевого общения, путем привития им навыков здорового образа жизни и сотрудничества с семьёй. Подведением итога проекта было проведение совместного спортивного мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья», мастер-класса для родителей по применению сберегающих здоровье технологий. Дети и родители по очереди проводили артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, психологическую гимнастики.
На данный момент в группе с тяжелыми нарушениями речи сложилась своя определённая система в работе с родителями и воспитанниками. Использование педагогами разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители являются активными участниками встреч, в группе создана благоприятная атмосфера, появились книги на печатной основе, освещающие работу по проектной деятельности.
Список литературы
- Павлова И.О., О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей.// Дошкольное воспитание , 2002, №8. С.8-13
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросыпсихологии. 1966. №6.
- Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл;Академия, 2004. — 346 с.