Проектная деятельность обучающихся как средство успешной социализации

Проектная деятельность обучающихся как средство успешной социализации

В статье представлены результаты учебной работы по актуальным темам – профессиональное обучение в условиях пенитенциарной системы и повышение качества образования.

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публицакии 05.12.2021

Поделиться

«Даже инициативный глупец, который хоть что-то делает,

 без особых усилий обойдет пассивного гения» 

Тейлор Р.

Введение. В наше время проявляются негативные явления социального характера, связанные с криминальной субкультурой, в том числе и в подростковой среде. Большое влияние на детей оказывают граждане, освободившиеся от заключения и не сумевшие адаптироваться в современном обществе. И, конечно же, перед нами стоят задачи усилить воспитательный процесс и повысить качество профессионального обучения. Закономерным итогом деятельности пенитенциарной системы и педагогов должно быть то, что при освобождении, в социум возвращается позитивно настроенный, грамотный, обладающий необходимыми компетенциями профессионал, способный легко адаптироваться в обществе. Это идеальная картина, тем не менее, является фактом то, что бывший заключенный, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями, более востребован и экономически устойчив и лучше адаптируется в обществе. В этой связи проектное обучение обладает большим потенциалом, так как формирует профессиональные и общие социально значимые компетенции – инициативность, самостоятельность, активность, толерантность, умение работать в коллективе.

Актуальность. В современных условиях, когда обществу нужен предприимчивый, активный, саморазвивающийся гражданин, возникает потребность в применении особых форм учебной работы, таких как проектное обучение.

Основная часть. Применение в обучении проектной деятельности учащихся, показало высокую эффективность образовательной методики для воспитания самостоятельных, ответственных, мотивированных и инициативных учеников. Особую ценность проектная деятельность приобретает при обучении учащихся осужденных в пенитенциарной системе и для успешной социализации после освобождения. Зачастую отбывая срок в условиях изоляции от общества и режимных требований, осужденные теряют способность самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, общаться в коллективе, а при освобождении испытывают сложность с адаптацией в новой реальности.

Применяемый в современной педагогике метод «проектная деятельность» стал популярным сравнительно недавно. В основе проектной деятельности лежит метод проектов, возникший в США во второй половине XIX века, который опирался на концепции, так называемой прагматической педагогики, опиравшейся на принцип обучения «посредством делания». Основоположником метода проектов или метода проблем, как его называли, был американский педагог и философ Дж. Дьюи, а также его ученик У. Х. Килпатрик. Они провозгласили идеи гуманистического направления в образовании и философии. Дьюи предложил строить обучение на активной деятельности ученика, лично заинтересованного в конкретном знании и умении. Поэтому было очень важно показать значимость и необходимость приобретаемых знаний и умений для учеников. Дж. Дьюи разработал и внедрил метод проблем, когда педагог и ученики идут вместе, как соратники, от проекта к проекту, достигая цели обучения. Постепенно усложняющиеся практические знания и умения, достижение которых планировали и выполняли сами ученики, Дьюи называл проектом. Проект по мнению Дьюи должен был пройти через сердце ученика, поэтому он исполнялся с энтузиазмом и интересом. Гуманистические идеи Дьюи оказали революционное влияние на образование XX века.

Ученик Дьюи У. Килпатрик предложил назвать новый метод методом проектов и характеризовал его как «от души выполняемый замысел» (в статье «Метод проектов», 1918). У. Килпатрик предложил обучать детей, основываясь на обогащении их личного практического опыта. Учащиеся сами выбирали содержание проекта, учитель лишь оказывал помощь в исполнении задуманного.

При осуществлении проекта учащиеся сталкиваются с задачами выбора средств, принятия решения для достижения желаемой цели. В ходе реализации замысла получают необходимый опыт, развивают вариативность и нестандартность решений, осуществляют выбор и выполнение наиболее приемлемого решения. Такого рода деятельность способствует развитию позитивной самооценки, повышает информационную компетентность, мотивирует к достижению новых целей. Групповые формы проектной деятельности формируют у обучающихся уважительное отношение, воспитывают в них толерантность, открытость, тактичность, умение работать в команде и другие личностные качества.

И, конечно же, центральной фигурой учебной деятельности остается педагог, основной целью которого является инициирование активности в познавательной и практической деятельности обучающихся в ходе реализации проектов. Для достижения успеха преподаватель должен создать уникальную атмосферу доверия и понимания, когда он становится соратником, наставником, который способствует развитию и формированию личностных качеств, способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Так в рамках исследования «Проектная деятельность как средство успешной социализации» в группе «Обувщик» ФКП Образовательное учреждение №259 в 2021 г. были реализованы несколько проектов на тему «Обувная мастерская». В ходе обсуждения желаемого результата проекта была проанализирована ситуация на рынке услуг в этой сфере, а также потребность обувного цеха ФКУ ИК – 2 в рабочих кадрах. Так как учащиеся образовательного учреждения находятся в условиях изоляции, им была предварительно представлена информация о ценах на обувные материалы, услуги, рекламу, аренду помещений и т. д. Учащиеся проявили неподдельный интерес и с энтузиазмом взялись за разработку проектов. Бурно обсуждалась общая концепция мастерской и, как итог появилось два направления реализации замыслов. Первое направление - реализация проекта обувной мастерской для широкой массы населения, с демократическими ценами и широким спектром услуг в шаговой доступности, при финансовой возможности создание сети мастерских. Второе направление предусматривало творческий подход, индивидуальный пошив, высокое качество выполнения и соответственно достаточно высокие цены на услуги. Наметив цель своей деятельности, учащиеся определили задачи, средства и методы необходимые для успешной реализации проектов. Следующим важнейшим этапом явилось планирование сроков, последовательность выполнения проектов. Итогом деятельности учащихся стали тщательно проработанные бизнес – планы по открытию обувных мастерских, которые были положительно оценены одногруппниками авторов. Еще одним важным результатом проекта является то, что участники успешно освоили программу обучения и трудоустроились в обувной цех ФКУ ИК – 2.

При создании проекта основополагающим этапом стало определение цели. С учетом того, что обучающиеся образовательного учреждения люди взрослые, со своим определенным мировоззрением и жизненным опытом, процесс целеполагания происходил в русле осуществления задумок, несбывшихся планов. В ходе обсуждения в малой группе и с педагогом проблемы приходит понимание цели проекта. Вместе с определением цели возникает вопрос: «Как это сделать?». Обдумывая этот вопрос, учащиеся наметили задачи и способы их решения. В ходе постановки цели, определения задач и путей их реализации, учащиеся приобретают умения определения «главного и второстепенного», этапов своей деятельности, проявляют свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Большое внимание было уделено на решение задач финансовой грамотности, вопросов налогообложения, аренды помещения, закупа необходимых материалов. Участники отметили, что все задачи являются важными для успешной реализации проекта и указали на освоение новых знаний и умений.

Осуществляя проектную деятельность, педагог стремится к следующим результатам обучения, когда учащиеся самостоятельно определяют цель деятельности, формулируют задачи, осуществляют контроль, корректируют действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, а также продуктивно общаются и взаимодействуют в коллективной деятельности. Педагогическая ценность проектной деятельности очень высока – мотивируется процесс самопознания, личностного роста, приобретаются новые компетенции, формируется позитивная Я – концепция.

Выводы. Проектная деятельность превращает образовательный процесс в работу творческую, созидательную и прежде всего результативную. Ценность проектного метода для учащихся осужденных заключается в освоении практических умений и знаний, достижении реальных и осязаемых целей, формировании позитивного настроя, что дает высокие шансы для успешной социализации в обществе в наше непростое время.

Список литературы

  1. Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. — Екатеринбург: Издательство "Деловая книга", 1996. — 344 с.
  2. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности – Москва; Берлин: Директ - Медиа, 2018. – 293 с.
  3. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary