Значительную роль в становлении наглядного обучения принадлежит Я. Коменскому, который в своей «Великой дидактике» изложил основной подход к объяснению материал. Подход заключается в том, что восприятие определенной информации должно быть предоставлено определенным чувствам. Так, за «видимое должно воспринимать зрением, запах – обонянием, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания, подлежащее вкусу – вкусом». В том случае, если можно воспринять предметы сразу несколькими чувствами, то обязательно такую возможность надо использовать.
Настоятельно не рекомендуется вывешивать плакаты и схемы до начала занятия, во время которого планируется их применение. В такой ситуации внимание учащихся будет отвлечено, а в ходе объяснения материала пособия уже не будут вызывать интереса.
Следует предусмотреть оптимальное сочетание наглядных средств с иными методами и средствами обучения, которые будут использованы на занятии. Их размещение должно быть организовано таким образом, чтобы каждый ученик смогут увидеть предмет, который демонстрируется. Требуется обратить внимание на четкое выделение главного, самого существенного во время показа иллюстративного материала.
Необходимо предварительное продумывание пояснений, в том числе вводных, во время показа и на заключительном этапе, которые будут предоставляться ученикам во время демонстрации явлений. Благодаря детальному продумыванию предоставляется возможность выяснить суть демонстрационных явлений и обобщить усвоенную учебную информацию. Приветствуется привлечение самих учеников к тому, чтобы найти нужную информацию в наглядном пособии либо демонстрационном устройстве, а также постановки перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Когда демонстрируется пособие, желательно рассказывать медленно либо делать перерывы, что позволит слушателям внимательней рассмотреть схему, рисунок либо плакат. По мнению В.А. Петровского, данное требование к методам обучения называется как «соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)». Это в действительности так, ведь не все преподаватели умеют использовать компьютерные средства наглядности, не все обладают гибкостью мышления, благодаря которому осуществляется быстрая перестройка и осваивание новых методов наглядной подачи информации.
У молодых педагогов недостаточно опыта в обращении с техникой, которая имеется в учебном заведении. Также им не хватает опыта по сочетанию наглядных методов с иными методами и их органичного ввода в общую канву занятия. Отличительной чертой наглядных методов обучения выступает их использование в сочетании со словесными методами, при этом степень сочетания может быть различной. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Необходимо понимать, что применение наглядных методов должно создавать условия для решения поставленных задач, при этом внимание не должно отвлекаться на второстепенные детали. Важным условием является необходимость подготовить заранее оборудование, при этом должны быть учтены требования техники безопасности. Если демонстрируются химические, технические и физические установки, то следует обеспечить строгое соблюдение правил техники безопасности в соответствии с определенными в инструктивных документах нормами.
Наглядные средства должны быть эстетичными по облику, а их размеры должны быть оптимальными. Например, если написать схему либо плакат мелкими буквами, то учащиеся не смогут разобрать информацию.
Используя работы Усовой А.В. составлена методика формирования физических понятий при решении задач с использованием ,которую описывают следующие этапы:
1 этап. Актуализация содержания понятия
2 этап. Установление связи данного понятия с другими
3 этап. Обогащение понятия
4 этап. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятия
5 этап. Применение понятий в решении элементарных задач учебного характера
6 этап. Применение понятия в решении задач творческого характера
7 этап. Классификация понятия
8 этап. Вторичное более полное определение понятия
9 этап. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия
10 этап. Новое обогащение понятия
11 этап. Установление новых связей и отношений
Анализируя содержание методики, становится очевидным, что целенаправленное применение разных компонентов ИКТ-инфраструктуры школьной лаборатории позволяет учителю физики полно и убедительно объяснить ученикам содержание общих правил проведения экспериментальных действий, а также осуществить демонстрацию их образцов с организацией отработки умений и навыков выполнения отдельных действий и операций.
Список литературы
- Демонстрационные опыты по физике в VIII-X классах средней школы / Под ред. А.А. Покровского. – М., 1978. – Ч.I, II.
- Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб, 2002.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.
- Усова А.В. Теория и методика обучения физике в основной школе. Часть вторая. Частные вопросы. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2006,-288с.