На сегодняшний день математика является важным средством решения многих проблем, с которыми сталкивается молодое поколение выпускников учебных заведений в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Эта причина важна в определении следующего направления: оценка готовности обучающихся использовать математику в обыденной жизни.
Как известно, одним из исследований, нацеленных на оценку успеваемости обучающихся в учебном процессе и умений применять полученные знания на практике, является Международная программа оценки образовательных достижений обучающихся (Programme for International Student Assessment, PISA).
На основе понятия математической грамотности в исследовании оценивается математическая подготовка обучающихся. Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах.
Важно отметить, что в условиях реализации новых ФГОС основа функциональной математической грамотности должна закладываться уже с младших классов. Тогда обучающийся только учится читать, слушать, писать, говорить, считать, совершать простые арифметические операции и т.д. Кроме того, основные математические способности, предъявленные разработчиками исследования PISA к 15-летним выпускникам школы, формируются и развиваются уже с 11-12-летнего возраста [8].
Современные специалисты Денищева Л.О., Краснянская К.А. и Рыдзе О.А. в данном направлении предлагают подходы к составлению практико-ориентированных заданий для обучающихся 5-6 классов. Задания, содержащиеся в пособии [6], призваны показать, как вне школы применять школьные знания. Эти задания необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которое имеют место в реальной жизни, например, ситуации взаимодействия с друзьями, со здоровьем, окружающей средой, финансами, проверкой достоверности информации и др. Пособие состоит из двух модулей, включающих разные виды заданий: «Стартовые задания», «Обучающие задания» и «Итоговые задания». В конце каждого раздела можно самостоятельно проверить ответы по приведенным критериям и оценить себя соответствующими баллами, а также в конце модулей предложено самостоятельно составить задание к определенной ситуации.
Все содержательные линии были охвачены заданиями российского курса математики 5–6 классов: «числа», «наглядная геометрия», «текстовые задачи», которые соответствуют четырем содержательным областям, выделенным в исследовании PISA: количество, пространство и форма, изменение и зависимости, неопределенность и данные. Для выполнения заданий требовалось активизировать все виды когнитивной деятельности, описанные в исследовании PISA: формулировать ситуацию на языке математики, применять математические знания, интерпретировать и оценивать полученные результаты, рассуждать.
Рассмотрим обзор подходов и методов по формированию функциональной математической в научно-методической литературе.
Денищева Л.О., Сафуанов И.С., Семеняченко Ю.А., Ушаков А.В. и Чугунов В. А. рассматривают учебно-методические аспекты формирования математической грамотности у обучающихся в условиях запросов современного общества. На основе зарубежных и отечественных исследований по формированию математической грамотности, приходят к выводу, что основой этого процесса на современном этапе развития общества является проблемный подход, вытекающий из окружающей нас действительности. При этом основная роль учителя состоит в том, чтобы научить обучающихся увидеть в жизненной проблеме количественные связи, формулировать возникшую проблему на языке математики и, решив уже чисто математическую задачу, дать обоснованное решение возникшей проблеме [7].
Главным аспектом концепции формирования математической грамотности выделяют цикл моделирования (формулировать – применять – интерпретировать – оценивать). Далее авторы демонстрируют все этапы этого математического моделирования на примере практико-ориентированных задач, направленных на формирование математической грамотности.
Элмуродова Н.К. указывает, что математические игры – эффективный ресурс развития математического образования и повышения качества обученности и математической грамотности младших школьников. Автор раскрывает вопросы формирования положительной мотивации к проявлению математических способностей и выделяет необходимые условия для успешности развития математической грамотности на основе математических игр [9].
Басалаева Н.В., Фирер А.В. и Захарова Т.В. выделяют математическую грамотность и креативное мышление как компонент функциональной грамотности. Теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов по проблеме математической грамотности и креативного мышления, позволил сделать авторам вывод о необходимости формирования функциональной грамотности и ее отдельных компонентов. Сочетание данных двух компонентов способствует всестороннему развитию личности, вследствие чего человек достигает лучших результатов в преобразовании окружающей действительности [3].
Аранова Л.О. предлагает в целях повышения математической грамотности ввести учебный курс «Наглядная геометрия». Использование данного курса на уроках математики позволит младшим школьникам проводить простейшие построения, развивать образное и пространственное мышление, решать учебные задачи на уроке средствами геометрии, воспитывать у детей умение использовать геометрические знания в своей жизни [1].
Евтыхова Н.М. и Багова Л.Л. предлагают вариант формирования функциональной математической грамотности младших школьников с помощью межпредметной интеграции, осуществляемой на основе информационно-категориального подхода. По мнению авторов, межпредметная интеграция в начальной школе на основе ИКП, создает условия для обеспечения деятельностного характера процесса обучения, позволяет сформировать основные универсальные учебные действия, дает возможность продемонстрировать возможность описания явлений и объектов реальной действительности на языке математики, способствует достижению младшими школьниками функциональной математической грамотности [4].
Ловягина О.В. указывает, что внеурочная деятельность занимает важное место в начальной школе. Умело организованная и методически грамотно построенная внеурочная работа математического кружка расширяет и углубляет знания обучающихся по программному материалу, развивает у них математические способности и математическое мышление, формирует познавательные универсальные учебные действия [5].
Архипенко Ю.И. и Чудинский Р.М. в своей работе представляют подходы к формирования математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств. Применение интерактивных средств и современных технологий в процессе обучения математике развивает мышление, математическую речь обучающихся, учит ребенка понимать и применять математические знания в жизни, т.е. реализует те аспекты умственной деятельности, которые формируют математическую грамотность [2].
Учителя России должны быть готовыми к формированию математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Анализ научно-методической литературы показал заинтересованность ученых, методистов и учителей проблемами формирования математической грамотности школьников. Данное направление требует усиленного методического обеспечения для эффективного внедрения в учебный процесс учителями математики.
Список литературы
- Аранова, Л. О. Формирование математической грамотности младших школьников через реализацию курса "наглядная геометрия" / Л. О. Аранова // Научно-методический журнал Поиск. – 2021. – № 2(75). – С. 16-18.
- Архипенко, Ю. И. Подходы к формированию математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств / Ю. И. Архипенко, Р. М. Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 32-36.
- Басалаева, Н. В. Современные представления о математической грамотности и креативном мышлении как компонентах функциональной грамотности / Н. В. Басалаева, А. В. Фирер, Т. В. Захарова // Перспективы науки. – 2021. – № 4(139). – С. 117-119.
- Евтыхова, Н. М. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников средствами межпредметной интеграции / Н. М. Евтыхова, Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 4(43). – С. 78-86.
- Ловягина, О. В. Становление математической грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность / О. В. Ловягина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 66-68.
- Математическая грамотность: сборник эталонных заданий. Серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»: выпуск 1: в 2 частях / Г.С. Ковалева, Л.О. Рослова, Е.С. Квитко [и др.]; Санкт-Петербург: Просвещение, 2021. – С. 93.
- Математическое моделирование - важнейший этап формирования математической грамотности в условиях запросов современного общества / Л. О. Денищева, И. С. Сафуанов, Ю. А. Семеняченко [и др.] // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2021. – № 4(58). – С. 60-83.
- Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti (дата обращения: 23.05.2022).
- Элмуродова, Н. К. Математическая игра как средство наращивания математической грамотности младших школьников / Н. К. Элмуродова // Достижения науки и образования. – 2020. – № 2(56). – С. 52-53.