ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

24

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (134), Сентябрь ‘23

Дата публикации 13.09.2023

Поделиться

В настоящей статье рассматривается вопрос о педагогических технологиях развития навыков говорения учащихся 10-11 классов. Анализируются различные учебные пособия, которые используются для общеобразовательных школ. Предлагается использование технологии «обучение в сотрудничестве» в процессе развития навыков устной иноязычной речи старшеклассников.

Данная статья посвящена рассмотрению педагогических технологий в процессе развития навыков говорения учащихся 10-11 классов.

На 2022/2023 учебный год согласно Федеральному перечню учебников для изучения английского языка как основного иностранного в старших классах к применению допущены различные учебные пособия. Среди них – заключительные составные части УМК серии «Звездный английский» (авторы К.М. Баранова, Э. Вирджиния, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд), который используется как для общеобразовательных школ, так и в расширенной версии для углубленного изучения английского языка, и «Английский в фокусе» (авторы Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко и др.), наиболее популярный учебник для российских общеобразовательных школ. Оба УМК являются инновационными совместными проектами российских авторов и их английских коллег, осуществленными отечественным издательством «Просвещение» и Express Publishing (Великобритания). Такое творческое содружество позволило использовать тенденции методик разных стран с учетом требований российского Государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Совета Европы в области обучения иностранным языкам.

В комплекты входят: рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиокурс, сборники тестовых заданий, также книги для домашнего чтения. Учебные пособия составлены с учётом возрастных и психологических особенностей школьников, их интересов и потребностей и отличаются высоким уровнем аутентичности. В них реализуются принципы активности и широкого использования всех видов языковой и неязыковой наглядности с целью развития коммуникативной компетенции.

Опыт отечественных и зарубежных педагогов показывает, что в процессе обучения говорению учитель сталкивается с необходимостью решения различных практических вопросов, а именно:

– как вовлечь обучающихся в разговор на изучаемом языке, и особенно «молчунов»;

– как отрабатывать навыки говорения всей группы/класса (более 10 человек) в течение одного урока (40-45 минут);

– как реагировать на ошибки, допускаемые в процессе говорения;

– как воссоздать языковую среду, близкую к естественной? [2].

В своей педагогической деятельности учитель следует заранее разработанному учебного плану, работает по имеющемуся учебному пособию, выбирая соответственно теме и особенностям обучающихся методы и приемы, и сопровождает обучающегося на протяжении всего времени обучения. Педагогическая технология предполагает тщательное планирование с максимально однозначной формулировкой целей, с возможностью поэтапных объективных измерений и подведения итогов достижения результатов.

С учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников можно прийти к выводу о необходимости придания обучению проблемного характера, когда обучающиеся должны сами находить и формулировать проблемы, обобщать и анализировать.

Одновременно с тем необходима организация учебного процесса с максимальной возможностью стимулирования самостоятельной работы и творческого проявления индивидуальности, переходом от действия мышления через память к запоминанию через размышление. Это влечет за собой расширение методических приемов опосредованного запоминания, осознанности и логического восприятия изучаемого материала с его последующим воспроизведением.

Из направлений личностно-ориентированного подхода мы остановимся на педагогике сотрудничества как наиболее эффективной для развития всех компонентов коммуникационной компетенции. Обучение в сотрудничестве, являясь новой педагогической технологией XXI века, своей целенаправленно организуемой деятельностью обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления учащихся, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи, развивает социальные умения [3, с. 24]. Данная технология предполагает групповое изучение, а так как наша целевая группа характеризуется ярко выраженным интересом к общению с ровесниками, то данная технология отвечает критерию соответствия возрастным особенностям. Технология сотрудничества рассчитана на получение знаний в активном общении и при совместном решении проблемных задач и ситуаций, тем самым реализуя деятельностный подход.

Рассмотрим на примере поэтапное применение технологии сотрудничества в процессе развития навыков устной речи на страноведческом материале («Английский в фокусе» 10 класс, модуль 3 Schooldays & Works):

1) класс делится на небольшие группы, которые получают одинаковую проблемную задачу, к примеру, сравнить возможности работать и учиться в Великобритании и привести аргументы «pro» и «contra»;

2) каждый в группе решает стоящую конкретно перед ним задачу для дальнейшего группового обсуждения;

3) группа формулирует свое решение поставленной задачи на основе индивидуальных решений;

4) учитель анализирует правильность выполнения задания и ставит оценку за выполненную работу не индивидуально, а всей группе.

Системный подход к реализации данной технологии предусматривает одновременно большой простор для творчества. Эффективность применения совместного обучения достигается за счет того, что обучающиеся не получают готовые решения, а сами находят их.

В этом виде речевой деятельности обучающиеся чувствуют себя наиболее уязвимыми, они боятся ошибиться, получить негативный отзыв учителя, и что еще опаснее – выглядеть глупо в глазах одноклассников.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что создание комфортной атмосферы на занятиях, когда школьник не чувствует себя «одиноким», использование различных стимулов, положительно действующих на мотивацию и воображение, являются важнейшими задачами учителя, чтобы вовлечь максимальное количество обучающихся в процесс говорения.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Академия, 2006. 336 с.
  2. Кепке К. Развитие коммуникативной компетенции при обучении говорению на уроках иностранного языка / К. Кепке // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. №3. C. 116-125.
  3. Котова Е.Г. Обучение в сотрудничестве – педагогическая технология будущего. Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. Государственный гуманитарно-технологический университет, 2011. С.24-27
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413. [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее