Трактовка образовательного процесса современного учреждения дошкольного образования учеными и практиками предусматривает выход на две взаимосвязанные стратегии его понимания: образовательную технологию и педагогическое творчество. Большинство научных исследований ориентированы на выяснение основ профессиональной деятельности воспитателя как создателя взаимодействия с ребенком на основе сотворчества, педагогического изобретательства, а базис образовательного процесса в разрезе опоры на его закономерности, принципы целеполагания, технологичность и прогностичность в работе педагога понимается как данность и что-то само собой разумеющееся. В то же время функционирование системы дошкольного образования в России все больше тяготеет к поощрению творческой составляющей в основном благодаря управленческим практикам. Воспитатели сетуют на распространение опыта бумажного творчества (отчетности), к которому побуждают управленцы. Необоснованным является массовое поощрение педагогов к научному творчеству, поскольку возникает опасность превращения образовательного процесса в такой, который не будет ориентированным на ребенка, а лишь на придание ему внешних привлекательных признаков, красочных форм без учета базового принципадетоцентризма. Учитывая такую позицию, считаем целесообразным исследовать теоретические и практические основы применения образовательной технологии в дошкольном образовании.
Термин «образовательная технология» появился в 20-х годах ХХ в. в трудах по педологии, которые основывались на идеях по рефлексологии (И. Павлов,B. Бехтерев, А. Ухтомский, С. Шацкий). Одновременно использовался и термин «педагогическая техника», который трактовался как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Введение в 30-х годах в США первых программ аудиовизуального обучения, по мнению Э.Н. Султановой [4], не только начало технологическую революцию в образовании, но и открыло дискуссию о сущности, предмете, концепции, дефиниции, принципах и источниках развития нового направления педагогической науки - образовательной технологии.
Трансформация содержания понятия «образовательная технология» происходила от понимания ее как «технологии в образовании» (использование технических средств обучения) к «технологии образования» (четкого планирования и построения учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации) [2]. Таким образом, образовательная технология охватывает круг теоретических и практических вопросов анализа, управления и организации учебного процесса.
Можем констатировать, что образовательная технология является компонентом педагогической системы, которая предполагает постановку цели, разработку и поэтапную реализацию проекта образовательного процесса с конкретно определенным инструментарием и обеспечивает запланированные результаты обучения.
В дошкольной педагогике имеется определенное количество образовательных технологий, которые используются практиками и дают эффективные результаты:
- «технология саморазвития» (М. Монтессори): основойучебно-воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования является сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Примененный автором педагогический дидактический материал базировался на концепции активной личности, которая саморазвивается благодаря серии реакций, вызванных систематическим воздействием;
- «Вальдорфская педагогика» (Р. Штайнер): система образования и воспитания, построенная на идеях антропософского развития человека как целостного взаимодействия его телесных, душевных и духовных сил. Это педагогика духовного развития ребенка, его творческого потенциала, согласно которой учебники и пособия не используются, а применяются только природные материалы;
- «природа и движение»: технология физического развития ребенка и общения его с природой. Содержит интересные авторские сказки, комплексы гимнастических и физических упражнений, которыми дети могут овладеть с помощью взрослых;
- Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Т.И. Бабаева, О.В. Киреева: принципиальным положением технологии является одновременное развитие речи детей с их обучением чтению. При таком подходе чтение рассматривается не как предпосылка «ускоренного развития», а как процесс овладения новой языковой реальностью - письменной речью [3].
Анализ результатов исследования вышеуказанных ученых дает основания считать, что технологический подход в формировании у дошкольников определенных качеств является довольно действенным и эффективным.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и практической целесообразности выделим основные принципы, которым должотвечать образовательная технология, применяемая в образовании детей дошкольного возраста.
По философской основе педагогическая технология должна быть гуманистической. Такой подход соответствует актуальному для современного образования принципу гуманизма (с лат. humanus-человеческий) - ориентированному на систему идей и взглядов на человека как высшую ценность. Технология должна основываться на утверждении уважения к достоинству, мировоззрению ребенка, создании условий для свободного проявления естественных человеческих чувств и способностей, формировании творческой индивидуальности, стремящейся реализовать свои возможности, является открытой к восприятию нового опыта, способна осуществлять сознательный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
По уровню применения-общепедагогической, ведь проблема развития личности современного дошкольника является общегосударственной поэтому ее должны решать педагоги, родители и другие члены общества.
По типу управления познавательной деятельностью-системой малых групп. Деятельность по такой технологии проходит при поддержке педагога в сотрудничестве детей и родителей, которые в процессе выполнения определенных задач объединяются в группы.
По организационным формам-групповая и индивидуальная, что дает возможность педагогу обмениваться информацией с группами детей и родителей, а также предоставлять советы отдельным детям и родителям как консультанту.
По отношению к ребенку-личностно ориентированной. Личностно ориентированное воспитание - это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой основываются все остальные общественные приоритеты. Необходимо культивировать такие ситуации, в которых отношения с детьми строятся на учете их достоинства и права быть личностью: выражать собственные мысли, влиять на суждения взрослых о нем [1].
Итак, образовательная технология-это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного развития человека в образовательном учреждении, которое состоит из сконструированных в соответствии с целью методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных и практических действий, операций, приемов, шагов, гарантирующих участникам образовательного процесса достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. На этом основании можем сделать следующие выводы:
- образовательная технология большинством исследователей определяется как компонент педагогической системы, состоящий из постановки цели, разработки и реализации проекта образовательного процесса с конкретно определенным инструментарием и обеспечивает запланированные эффективные результаты обучения;
- во всех проанализированных нами подходах к разработке педагогической технологии не указано этапа предварительной диагностики достижений воспитанников, результаты которой должны обеспечить необходимую коррекцию организации образовательного процесса, а также речь не идет о возможности этой коррекции;
- в дошкольной педагогике имеется определенное количество образовательных технологий, которые используются практиками и дают эффективные результаты.
Список литературы
- Ганеева А.С. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании / А.С. Ганеева, О.В. Зайцева, Н.П. Пичугина [и др.]. // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 635-637.
- Комарова Е.А., Зебзеева В.А. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании // В сборнике: Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. сборник статей по материалам научно-методического семинара. 2021. С. 55-64.
- Кудина Я.В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я.В. Кудина // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 131–134.
- Султанова, Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе / Э.Н. Султанова // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 146