Толерантность в общеобразовательной школе по отношению к ученикам с расстройством аутистического спектра

Толерантность в общеобразовательной школе по отношению к ученикам с расстройством аутистического спектра

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 15.12.2023

Поделиться

В статье представлена работа ресурсных классов МБОУ СОШ №43 города Белгорода, в которой охарактеризовано взаимодействие с обучающимися и педагогами общеобразовательных классов.

Как сделать школу доброжелательной? Как научить детей уважать друг друга, а учителей — быть внимательнее к различным особенностям школьников? Эта непростая задача встала перед педагогами ресурсных классов в МБОУ СОШ № 43 города Белгорода.

В Белгороде наша школа является первой инклюзивной образовательной площадкой для детей с аутизмом, которая заработала в 2016 году при поддержке фонда «Каждый особенный». Педагоги и тьюторы стали первопроходцами. Никто раньше в регионе не объединял нормотипичных школьников и учеников с ментальными особенностями на таком уровне.

Среди профессионального сообщества было много стереотипов, страхов и опасений. А как? А что? А если? Новое всегда воспринимается в обществе с опаской.

Чтобы в школе многое изменилось, необходимы совместные усилия всего преподавательского состава школы, а также учащихся. Так,  можно точно сказать, что дети общеобразовательных классов и учителя станут терпимее к проблемам людей с РАС.

На протяжении всего учебного года (2022-2023) была проделана плодотворная работа с учениками из общеобразовательных классов. Нами для каждого звена были проведены мероприятия, посвященные толерантности и информировании о проблеме аутизма. Для младшей школы проводились уроки доброты.

В декабре мы организовали план мероприятий по формированию дружелюбной среды. Для каждой параллели были проведены дружеские встречи, на которых наши педагоги рассказывали об аутизме, об особенностях людей с ментальными особенностями развития, а ученики в свою очередь, могли задавать вопросы. Так же были показаны социальные ролики, старшему звену был показан фильм «Особенные», после просмотра, которого было очень эмоциональное обсуждение. Школьники делились впечатлениями, жизненным опытом.

Апрель для нас всегда необычный месяц, очень плодотворный и важный, т.к. 2 апреля отмечается «день информирования об аутизме». К нему мы всегда готовимся заранее. В этом году в нашей школе были проведены дни самоуправления: это когда старшеклассники или ученики помладше проводят занятия с учениками ресурсных классов. Так же приходили учителя предметники. У них была возможность понаблюдать за образовательным процессом учеников, которые пока не выходят в инклюзию. Учителя могли задать все интересующие вопросы, а так же провести индивидуальные занятия с ребятами.

Подобные занятия для учащихся из ресурсного класса очень важны. Во-первых, это новые знакомства. Некоторые дети очень рады, когда с ними занимаются сверстники. Ещё это отличная тренировка для изученных навыков.

Кстати, в школе даже появился волонтёрский отряд «Благо» Городского штаба волонтеров «Данко» — он объединяет учеников с 5 по 11 классы, которым нравится помогать другим людям. А в декабре участники провели первый день самоуправления в ресурсных классах, после чего поделились своими впечатлениями.

 «Меня назначили сегодня впервые. Я не особо боялась. Согласилась, потому что надо помогать детям. Раньше я ничего не знала. 2 апреля нас позвали посмотреть фильм «Особенные». После этого мне стало очень жалко детей. Я аж расплакалась. Я стала по-другому относиться. Они не могут то, что можем мы, но у них есть то, чего не можем мы. Например, есть мальчик, который может угадать день недели по дате рождения. Такие вот они. Одноклассники относятся тоже с сочувствием, а некоторые просто никак», — рассказала Полина из 7 класса.

«Я с ними 4 года, с 3 класса. В начальной школе висел на стене листик с «ромашками» (за поведение, оценки). У кого их больше — тот и должен был ходить к детям из ресурсного класса. А меня просто так отправили. Теперь я постоянно к ним хожу, — говорит Милена из 7 класса. — В первый раз мы просто с ними играли. Я понимаю, что это обычные дети. С ними тоже можно и нужно дружить. В нашем классе тоже такой мальчик учится. Его зовут Коля. Он постоянно сидит на уроках с нами, занимается. С ним ещё тьютор Екатерина Андреевна ходит».

«Первый раз мне немного страшно. Вдруг я что-то не то скажу или сделаю», — признаётся подруга Милены Оля, она новенькая и в ресурсный пришла впервые. Мы понаблюдали за тем, как она вела урок с мальчиком Арсением. Всё получилось отлично.

«Это действительно очень необычный опыт, — уверен старшеклассник Гриша, который несколько раз участвовал в уроках. — Мне приятно знать, что есть организация, которая помогает таким детям. Они все приятные. Добрые. Ни разу не видел, чтобы ребёнок был чем-то обижен. Всегда с радостью смотрел. Что-то пытался, не понимал, но был заинтересован в процессе. Я был рад побыть своеобразным учителем и хоть чем-то помочь».

Мы уверены, такого результата можно добиться в любой общеобразовательной школе, если будут созданы для этого необходимые условия. Возможность обучения в условиях инклюзии важна для всех, как для ребят с РАС, так и для детей нормы. Ученикам с ментальными расстройствами нужна социализация и поддержка общества. Учителя, а в первую очередь дети могут оказать эту поддержку. Важно показать ребятам, как дети с РАС видят этот мир, с какими трудностями сталкиваются каждый день и как им можно помочь.

Как показывает практика, дети всегда открыты новому и с интересом узнают об особенностях своих одноклассников. В сердцах наших учеников много добра, они с готовностью помогают всем, кому нужна поддержка.

Список литературы

  1. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Мингазиева, С.Р., Мингазиева, А.З. Формирование толерантности младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы и методы: учебно-методическое пособие Текст / А.Р. Дроздикова-Зарипова – Казань: КФУ, 2017. – 68 с.
  2. Качалай, Е.М., Фоминих, Е.С. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как актуальная проблема инклюзивного образования. Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2016. – С 95-97.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary