УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Дата публикации 16.12.2021

Поделиться

В статье описываются существующие сегодня учебные интернет ресурсы. Автором устанавливается дидактический потенциал интернет ресурсов для формирования социокультурной компетенции обучающихся средней школы.

В современных условиях развития глобальной, информационной, научно-технической и образовательной взаимодействия сфера пересечения культур разных народов растет за счет появления совместных образовательно-культурных аспектов. Поскольку иностранный язык становится доступным для все большего круга людей, это усиливает их мотивацию к изучению английского как основной средства международного общения и научных исследований. Возникает необходимость организации учебного процесса так, чтобы ученики были способны использовать английский язык в реальных жизненных ситуациях, в процессе обучения и приобретения знаний.

Знание и владение культурными особенностями носителя другого языка называется социокультурной компетенцией, и она является основным приоритетом для формирования коммуникативной лингвистической компетенции. Возможность продуктивно общаться с представителем иной культуры дается не просто и осуществима только при наличии множества навыков. Овладение иностранным языком на таком уровне должно быть идеальной целью обучения, так как данный уровень является безупречным, и стремление достигнуть его будет мотивировать всех обучающихся овладевать все новыми и новыми умениями и навыками, необходимыми для овладения социокультурной компетенцией.

Одно из первых трактовок феномена «социокультурная компетентность» было предложено специалистами Совета Европы Jan van Ek и John L. M. Trim в исследовании «Threshold 1990». Согласно данному документу, социокультурная компетенция определяется как аспект коммуникативной способности личности, который содержит те специфические особенности общества и его культуры (способность к адекватной взаимодействия в ситуациях повседневной жизни, становления и поддержки социальных контактов с помощью коммуникации), которые проявляются в коммуникативном поведении членов данного общества. Ученые классифицируют эти признаки как «социальные конвенции», «социальные ритуалы» и «универсальный опыт», овладение которыми является необходимым условием для успешной коммуникации.

Овладение социокультурной компетенции, как известно, предполагает усвоение необходимого минимума социокультурных знаний, а также системы навыков и умений согласовывать свое поведение в соответствии с этими знаний и умений. Социокультурная компетенция предполагает знакомство учащихся с национально-культурной спецификой речевого поведения и способностью пользоваться элементами социокультурного контекста, релевантными для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка. Эти элементы это обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы и страноведческие знания.

Умение общаться в рамках диалога культур требует целого ряда умений:

-умение ставить себя на место других участников общения, умение проявлять инициативу межкультурного контакта,

-умение прогнозировать социокультурные недостатки, которые могут привести к недоразумению,

-умение брать на себя ответственность за устранение возможного межкультурного недоразумения,

-умение проявлять дипломатичность,

-умение быть достойным представителем своей культуры, умение существовать в многокультурной среде. Такой уровень владения иностранным языком можно считать идеальным и к нему нужно стремиться [1].

Развитие социокультурной компетенции учащихся является одной из самых эффективных методик обучения иностранным языкам, что ставит целью формирование у учащихся содержательного восприятия и понимания иностранного языка, владение языковым материалом для построения собственных высказываний. Л.В. Калинина утверждает, что: «Введение элементов культуры в процесс преподавания английского языка является необходимой потребностью настоящего, поскольку осознание и отделения признаков различий разных культур, толерантное отношение к этим различиям стимулирует лингвистический, когнитивный и социальное развитие учащихся» [2].

Интернет-технологии позволяют сформировать качественно новую и эффективную среду обучения, тем более что модернизированные образовательные процессы предполагают привлечение целого ряда информационных ресурсов, что возможно лишь при умелой обработке и презентации информации.

Возможности современного урока и системы образования в целом значительно расширяются благодаря использованию мультимедийных, интерактивных технологий, Интернета.

Успешность освоения предмета в процессе самообразования значительно повышается, если регулярно в должной мере применять информационные технологии. Данное утверждение можно объяснить тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, выявления нужной информации легко можно осуществить с помощью систем автоматического поиска. Сейчас многие известные печатных изданий (энциклопедии, словари, учебные пособия, справочники, книги) оцифрованы и конвертированы в электронный вид.

Неизбежным следствием развития информационных технологий является возникновение принципиально новой образовательной системы, способной предоставить доступ к образовательным ресурсам широкому кругу пользователей, сокращая при этом расходы на получение образования. По мнению экспертов, хаотичная стадия компьютеризации системы образования завершается, поскольку Интернет-технологии прочно вошли в теорию и методику преподавания, став ее нормой.

В последние годы термин «Интернет-технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», потому что все информационные технологии сейчас так или иначе связаны с применением компьютер. Однако, термин «Интернет-технологии» гораздо шире и включает «компьютерные технологии» как дополнительную составляющую. При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные Интернет-технологии». [3].

В дидактическом аспекте Интернет подключает к себе, по меньшей мере, два главных компонента: телекоммуникации и информационные ресурсы. К более распространенным формам телекоммуникаций (т.е. коммуникации с помощью ИТ) относятся электронная почта, чат, форум, видео и вебконференции. Изначально целью данных программ было обеспечить коммуникацию между людьми на расстоянии, но потом они стали использоваться в учебных целях, в частности, при обучении иностранному языку. Большинство школьников кроме обучения в школе уже знакомы со многими этими формами реализации виртуального общения[1]. В научной литературе имеется большой объем исследований, посвященных применению различных форм виртуальной коммуникации в обучении иностранному языку.

Специфика такого метода заключается в том, что он межпредметный: какую бы проблему не взяли, обсуждение проводится на английском языке. Именно поэтому создается языковая среда и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. Такие методы работы активизируют учебный процесс, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению иностранных языков.

Метод визуализации учебного материала предусматривает использование интернет-ресурсов и новейших компьютерных программ в организации учебной деятельности учителя английского языка.

Сеть Интернет (WorldWideNet) - дословно «всемирная сеть», объединяет пользователей как государственных, так и частных учреждений, частных пользователей, предоставляя им возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом в кратчайшие сроки.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям большое количество информации и ресурсов. Основные услуги, которые нам предоставляет сеть Интернет:

– электронная почта (чаще E-mail). Используя данный ресурс, ученики могут контактировать и налаживать коммуникацию с носителями языка, который они изучают, и не только. Использование электронной почты также благотворно влияет на развитие и совершенствование навыков грамматики и письма;

– телеконференции (Usenet). Имея такое программное обеспечение, школьники могут контактировать с иностранцами в режиме on-line, слыша голос собеседника, например, с помощью видеосвязи. Данная служба положительно влияет на совершенствование произношения и на восприятие изучаемого языка, в виде текста; – вебсервер. Такое ПО предназначено для создания собственного Интернет-сайта, где ученики могут распространять любую информацию, которая им интересна, а также привлекать иностранных школьников для общения на этом сайте при наличии чате или форуме.

Учительский блог – это неисчерпаемый ресурс для обмена информацией между коллегами, инновационный прием общения с учениками. Это решение проблемы систематизации файлов, накопившиеся за весь педагогический стаж работы учителя и доступа к ним в любой точке мира и с любого компьютера. Блог является незаменимым помощником при внедрении идей дистанционного образования в школах и помогает при работе с одаренными детьми..

Использование популярных социальных сетей уменьшает дистанцию между учителем и учеником и превращает ученика из пассивного слушателя в активного исследователя.

Компьютерные и мобильные программы Zoom, Skype, Viber, Google Meet и др. дают возможность окунуться в настоящее среду иностранного общения без особых затрат на билет в другую страну. Проведение веб-конференций с носителями языка создает благоприятную почву для самообразования учащихся и повышения их мотивации в изучении английского языка.

Для развития умений учащихся в процессе обучения английскому языку исследователями-педагогами предлагается использование компьютерных программ типа Text2Mind Map или Edraw Mind Map. Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. [4].

Карты памяти (англ. Mind map) – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Карты памяти используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, как средство для обучения. Они позволяют увеличить творческие способности учащихся при создании и дальнейшем использовании карт, генерировании идей, и улучшает запоминание информации, содержащейся в карте.

Карты знаний идеально подходят для использования для развития социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку и могут быть применены к любым видам задач, так как активно привлекают внимание учащихся разного возраста, развивают творческое мышление.

Синтезировать или сочетать элементы в единое целое – уникальное свойство конкурентоспособной личности. Развития данных навыков помогает компьютерная онлайн программа Wordle. Учитель английского языка может создать свою собственную облако со слов (ключевых терминов и элементов), на которые он хочет обратить внимание учеников всего за несколько минут. Затем данный постер можно сохранить на компьютере, в интернете или сразу распечатать. При изучении английского языка данная программа помогает развивать навыки устной и письменной, диалогической и монологической речи учащихся, выступая в роли плана или опорной таблицы. Ученики учатся объединять отдельные слова в надфразовые единства и целые предложения. Таким образом, создается платформа для непринужденного общения на английском языке, причем на основе той лексики, которую выбрал учитель. Используя социокультурологический пласт лексикона английского языка, можно изучать культуру народа Туманного Альбиона.

 

 

Список литературы

  1. Пахотина С.В. Формирование социокультурной компетентности учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Пахотина. – Ишим, 2007. – 20 с.
  2. Калинина Л.В. Обучение английскому языку и культуре в социокультурном аспекте / Л.В. Калинина // Иностранные языки. – 2008. – № 2. – С. 33.
  3. Slaouti D. Computers and writing in the second language classroom / D. Slaouti // A special interest in computers. Learning and teaching with information and communication technologies / Ed. by P. Brett and G. Motteram. – Whitstable, Kent: IATEFL, 2000. – P. 9-30.
  4. Text2Mind Map [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tobloef.com/text2mindmap/.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary