Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться, т.е. формирование коммуникативной компетенции. Устная речь в целом, и говорение как её неотъемлемая часть выходят на первый план в процессе обучения иностранному языку. Методисты отмечают, что при обучении говорению в настоящее время акцент смещается в сторону обучения диалогической речи. На сегодняшний день речь идет о подготовке учащихся к межкультурной коммуникации, где навыки диалогического общения очень важны. Обучение диалогической речи требует от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией, основанного на выражении личного мнения, интересов, стремлении к рассуждению и обсуждению. Это представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение речевыми умениями связано с большими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Существенным для обеспечения ситуаций языковым материалом является выделение двух уровней речи: подготовленного и неподготовленного. В данной работе упор делается в сторону неподготовленной речи, так как подготовка именно к неподготовленной речи занимает практически весь процесс обучения, в то время как подготовленная речь выполняет роль репетиции для нее.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях интенсивных международных контактов необходимо формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшего школьного возраста на уроках иностранного языка, т.е. умений общения с носителями иностранного языка, готовности школьников участвовать в межкультурной коммуникации в условиях реальных жизненных ситуаций.
В настоящее время осуществляется реализация образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), подразумевающих усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС, реализация компетентностного подхода должна предусматривать в учебном процессе широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять около 20-30% в зависимости от направления подготовки [4, с. 8].
Необходимо отметить, что приемы и методы интерактивного обучения соответствуют современной стратегии образования и потребности активизации познавательной деятельности учащихся. Это возможно благодаря максимально активному включению учащихся в процесс получения и использования знаний, а также наличию огромного образовательного и развивающего потенциала. Особая ценность использования интерактивных технологий на уроках иностранного языка состоит в создании условий для процесса усвоения знаний, формирования речевых навыков и умений в говорении. При этом знания, навыки и умения формируются у участников в форме естественного общения, так как такая деятельность максимально приближена к реальным условиям общения, а также учитывает темы и сферы общения старшеклассников, осознание социальных ролей данного возраста, активизирует мыслительную деятельность.
Новизна исследования заключается в том, что в нем уточняется сущность использования интерактивных технологий в обучении старшеклассников неподготовленной диалогической речи на уроке иностранного языка, выявляются возможности данного использования и раскрываются средства его реализации в учебном процессе, учитывая особенности реализации учебного процесса в данном возрасте.
Проблема обучения неподготовленной диалогической речи связана с тем, что неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях [10, с. 160]. Эффективное обучение иноязычной неподготовленной речи следует осуществлять посредством различных методов и приемов тренировки вопросов. Преподаватель должен организовать не обучение устной речи вообще, а выработку у учащихся оперативной готовности включения в какую-либо типичную коммуникативную ситуацию с учетом конкретного уровня владения языковым материалом.
Отсюда следует значимость интерактивных занятий, поэтому в данном исследовании значительное место уделяется условиям, позволяющим обеспечить интерактивность занятия, учитывая именно подростковый возраст учащихся. К таким условиям относят соответствующее обустройство пространства для общения лицом к лицу, выбор проблемной темы, входящих в сферу интересов для данного возраста, готовность учащихся к участию в подобной деятельности, готовность к выражению собственного мнения и стремление к рассуждению, соблюдение правил конструктивного общения и др.
В данном исследовании отмечается популярность и эффективность интерактивных приемов и методов в процессе обучения иностранным языкам, что объясняется некоторыми свойственными им преимуществами: при использовании интерактивных приемов обучения максимально реализуется возможность проявления активности со стороны студентов, а педагог в данной ситуации выполняет роль наставника, обеспечивающий критическое осмысление информации, а не как ее первостепенный источник. Это способствует развитию умения решать реальные проблемы, возникающие в ситуациях повседневного общения, учитывая интересы подросткового возраста и соответствуя реальным жизненным запросам.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что исследователи проблемы обучения иноязычной неподготовленной диалогической речи подчеркивают, что интерактивные приемы имеют ряд особенностей, которые следует учитывать в реальной учебной деятельности. К таковым можно отнести:
1) активное взаимодействие всех участников процесса учебной деятельности;
2) особая структура учебной деятельности: «мотивация – формирование нового опыта – его осмысление через применение – рефлексия»;
3) работа в малых группах, осуществляемая на основе объединяющего принципа и сотрудничества.
Учитывая данные особенности, в педагогической практике принято выделять несколько приемов и методов интерактивных технологий, доказавших свою эффективность при обучении иностранному языку старших школьников. Многие интерактивные технологии широко используются в современных УМК, при анализе которых в данном исследовании были выявлены самые широко используемые методы интерактивных технологий, такие как: групповая работа, ролевая игра и дискуссия на уроках иностранного языка и другие.
Несмотря на различные приемы интерактивных технологий, используемых в современных методиках школьного обучения, необходимо отметить другие приемы и методы интерактивных технологий обучения, которые остаются недостаточно освященными в педагогической деятельности, но являются актуальными, особенно для старших школьников, такие как: технология сотрудничества, кейс-технология и другие.
Именно в связи с трудностями, с которыми сталкиваются педагоги при обучении иноязычной неподготовленной диалогической речи старшеклассников, в данном исследовании описывается и рассматривается такой интерактивный прием, как кейс-технология. Данный прием является недостаточно изученным и распространенным среди педагогов, но имеет множество особенностей, положительно влияющих на достижение главной цели обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции.
Таким образом, теоретическая значимость данной работы состоит в том, что выявлены и описаны особенности устной иноязычной речи как объекта обучения школьников подросткового возраста иностранному языку, сформулированы и обоснованы специальные методические принципы обучения иноязычному устному общению учащихся посредством использования интерактивных технологий.
Кроме того, в данной статье представлены результаты анализа содержания методических рекомендаций по обучению учащихся с использованием интерактивных технологий с целью формирования у них устно-речевых навыков и умений как компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в устном общении на изучаемом языке. Также были выявлены перспективные методы интерактивного обучения иноязычной неподготовленной диалогической речи, которые на сегодняшний день не являются основными, но способны разрешить методические проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в обучении иностранному языку старших школьников.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно заключить, что для применения на практике интерактивных технологий обучения необходимо создать определенные условия, позволяющие обеспечить интерактивность занятия и повысить уровень эффективности использования данных приемов.
Список литературы
- Будниченко Е.П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 58-60.
- Бычкова В.О. Интерактивные технологии в системе иноязычного образования. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ. Номер: 12 Год: 2017 Страницы: 32-37.
- Бычкова В.О. Использование групповой формы работы в процессе обучения школьников устному иноязычному общению. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ. Номер: 8 Год: 2017 Страницы: 21-26.
- Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся / П.Д. Гаджиева // Инновации в образовании. - 2012. - № 10. - С. 5-13.
- Гальскова, Н.Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 5. - С. 2 - 12.
- Гез, Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1969. - № 6. - С.29 - 40.
- Горькова Л.А. Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку / Л.А. Горькова // Академический вестник. - 2007. - № 1. - С. 147-149.
- Дугарцыренова В. А. Организация интерактивного обучения иностранным языкам в эпоху информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 134-141.
- Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка // Фэн-Наука. - 2013. - № 4(119). - С. 27-31.
- Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 160-164.
- Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.