ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ИНОЯЗЫЧНОЙ НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ИНОЯЗЫЧНОЙ НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (32), сентябрь ‘21

Дата публикации 27.09.2021

Поделиться

В статье рассматриваются вопросы обучения старшего школьного возраста неподготовленной диалогической речи на уроках иностранного языка с использованием интерактивных технологий как одной из основных задач проведения учебного процесса. Раскрывается значимость обучения иноязычной неподготовленной речи, так как весь процесс обучения иностранному языку сводится к овладению учащимся умением общаться в межкультурной коммуникации. В статье демонстрируются методические основы использования интерактивных технологий как средства обучения иноязычной неподготовленной диалогической речи с учетом особенностей обучения старших школьников. Авторы приходят к выводу, что использование интерактивных технологий в обучении неподготовленной диалогической речи способствует созданию благоприятных условий на уроке иностранного языка, активизирует деятельность учащихся и, соответственно, является эффективным средством развития неподготовленной диалогической речи, способствующим формированию коммуникативной компетенции.

Основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение учащимися умением общаться, т.е. формирование коммуникативной компетенции. Устная речь в целом, и говорение как её неотъемлемая часть выходят на первый план в процессе обучения иностранному языку. Методисты отмечают, что при обучении говорению в настоящее время акцент смещается в сторону обучения диалогической речи. На сегодняшний день речь идет о подготовке учащихся к межкультурной коммуникации, где навыки диалогического общения очень важны. Обучение диалогической речи требует от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией, основанного на выражении личного мнения, интересов, стремлении к рассуждению и обсуждению. Это представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение речевыми умениями связано с большими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Существенным для обеспечения ситуаций языковым материалом является выделение двух уровней речи: подготовленного и неподготовленного. В данной работе упор делается в сторону неподготовленной речи, так как подготовка именно к неподготовленной речи занимает практически весь процесс обучения, в то время как подготовленная речь выполняет роль репетиции для нее.

Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях интенсивных международных контактов необходимо формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшего школьного возраста на уроках иностранного языка, т.е. умений общения с носителями иностранного языка, готовности школьников участвовать в межкультурной коммуникации в условиях реальных жизненных ситуаций.

В настоящее время осуществляется реализация образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), подразумевающих усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС, реализация компетентностного подхода должна предусматривать в учебном процессе широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять около 20-30% в зависимости от направления подготовки [4, с. 8].

Необходимо отметить, что приемы и методы интерактивного обучения соответствуют современной стратегии образования и потребности активизации познавательной деятельности учащихся. Это возможно благодаря максимально активному включению учащихся в процесс получения и использования знаний, а также наличию огромного образовательного и развивающего потенциала. Особая ценность использования интерактивных технологий на уроках иностранного языка состоит в создании условий для процесса усвоения знаний, формирования речевых навыков и умений в говорении. При этом знания, навыки и умения формируются у участников в форме естественного общения, так как такая деятельность максимально приближена к реальным условиям общения, а также учитывает темы и сферы общения старшеклассников, осознание социальных ролей данного возраста, активизирует мыслительную деятельность.

Новизна исследования заключается в том, что в нем уточняется сущность использования интерактивных технологий в обучении старшеклассников неподготовленной диалогической речи на уроке иностранного языка, выявляются возможности данного использования и раскрываются средства его реализации в учебном процессе, учитывая особенности реализации учебного процесса в данном возрасте.

Проблема обучения неподготовленной диалогической речи связана с тем, что неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях [10, с. 160]. Эффективное обучение иноязычной неподготовленной речи следует осуществлять посредством различных методов и приемов тренировки вопросов. Преподаватель должен организовать не обучение устной речи вообще, а выработку у учащихся оперативной готовности включения в какую-либо типичную коммуникативную ситуацию с учетом конкретного уровня владения языковым материалом. 

Отсюда следует значимость интерактивных занятий, поэтому в данном исследовании значительное место уделяется условиям, позволяющим обеспечить интерактивность занятия, учитывая именно подростковый возраст учащихся. К таким условиям относят соответствующее обустройство пространства для общения лицом к лицу, выбор проблемной темы, входящих в сферу интересов для данного возраста, готовность учащихся к участию в подобной деятельности, готовность к выражению собственного мнения и стремление к рассуждению, соблюдение правил конструктивного общения и др.

В данном исследовании отмечается популярность и эффективность интерактивных приемов и методов в процессе обучения иностранным языкам, что объясняется некоторыми свойственными им преимуществами: при использовании интерактивных приемов обучения максимально реализуется возможность проявления активности со стороны студентов, а педагог в данной ситуации выполняет роль наставника, обеспечивающий критическое осмысление информации, а не как ее первостепенный источник. Это способствует развитию умения решать реальные проблемы, возникающие в ситуациях повседневного общения, учитывая интересы подросткового возраста и соответствуя реальным жизненным запросам.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что исследователи проблемы обучения иноязычной неподготовленной диалогической речи подчеркивают, что интерактивные приемы имеют ряд особенностей, которые следует учитывать в реальной учебной деятельности. К таковым можно отнести:

1) активное взаимодействие всех участников процесса учебной деятельности;

2) особая структура учебной деятельности: «мотивация – формирование нового опыта – его осмысление через применение – рефлексия»;

3) работа в малых группах, осуществляемая на основе объединяющего принципа и сотрудничества.

Учитывая данные особенности, в педагогической практике принято выделять несколько приемов и методов интерактивных технологий, доказавших свою эффективность при обучении иностранному языку старших школьников. Многие интерактивные технологии широко используются в современных УМК, при анализе которых в данном исследовании были выявлены самые широко используемые методы интерактивных технологий, такие как: групповая работа, ролевая игра и дискуссия на уроках иностранного языка и другие.

Несмотря на различные приемы интерактивных технологий, используемых в современных методиках школьного обучения, необходимо отметить другие приемы и методы интерактивных технологий обучения, которые остаются недостаточно освященными в педагогической деятельности, но являются актуальными, особенно для старших школьников, такие как: технология сотрудничества, кейс-технология и другие.

Именно в связи с трудностями, с которыми сталкиваются педагоги при обучении иноязычной неподготовленной диалогической речи старшеклассников, в данном исследовании описывается и рассматривается такой интерактивный прием, как кейс-технология. Данный прием является недостаточно изученным и распространенным среди педагогов, но имеет множество особенностей, положительно влияющих на достижение главной цели обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции.

Таким образом, теоретическая значимость данной работы состоит в том, что выявлены и описаны особенности устной иноязычной речи как объекта обучения школьников подросткового возраста иностранному языку, сформулированы и обоснованы специальные методические принципы обучения иноязычному устному общению учащихся посредством использования интерактивных технологий.

Кроме того, в данной статье представлены результаты анализа содержания методических рекомендаций по обучению учащихся с использованием интерактивных технологий с целью формирования у них устно-речевых навыков и умений как компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в устном общении на изучаемом языке. Также были выявлены перспективные методы интерактивного обучения иноязычной неподготовленной диалогической речи, которые на сегодняшний день не являются основными, но способны разрешить методические проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в обучении иностранному языку старших школьников.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно заключить, что для применения на практике интерактивных технологий обучения необходимо создать определенные условия, позволяющие обеспечить интерактивность занятия и повысить уровень эффективности использования данных приемов.

Список литературы

  1. Будниченко Е.П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 58-60.
  2. Бычкова В.О. Интерактивные технологии в системе иноязычного образования. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ. Номер: 12 Год: 2017 Страницы: 32-37.
  3. Бычкова В.О. Использование групповой формы работы в процессе обучения школьников устному иноязычному общению. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В ШКОЛЕ. Номер: 8 Год: 2017 Страницы: 21-26.
  4. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся / П.Д. Гаджиева // Инновации в образовании. - 2012. - № 10. - С. 5-13.
  5. Гальскова, Н.Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 5. - С. 2 - 12.
  6. Гез, Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. - 1969. - № 6. - С.29 - 40.
  7. Горькова Л.А. Интерактивность как один из новых подходов в обучении профессионально-ориентированному английскому языку / Л.А. Горькова // Академический вестник. - 2007. - № 1. - С. 147-149.
  8. Дугарцыренова В. А. Организация интерактивного обучения иностранным языкам в эпоху информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 134-141.
  9. Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка // Фэн-Наука. - 2013. - № 4(119). - С. 27-31.
  10. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 58. - С. 160-164.
  11. Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее