Актуальность темы заключается в том, что, что с помощью эффективного регулирования государства возможно активно развивать экономику страны путем активного участия во внешнеторговой деятельности, благодаря чему будет происходить экономический рост. Но для правильного регулирования необходимо открытое и эффективно действующее законодательство. Во многом это касается нетарифного регулирования, так как очень важна не только открытость экономики, но и сохранение национальной безопасности, а также защита отечественных производителей и потребителей.
Для того, чтобы понять эффективно ли справляются государственные структуры необходимо провести анализ статистических данных и выявить наиболее распространенные проблемы нарушений. Для выявления основных проблем нарушения и анализа деятельности ФТС России необходимо рассмотреть показатели правоохранительной деятельности по уголовным и административным делам.
Для начала хотелось бы рассмотреть статистику пресечения уголовных дел. Из статистических данных, указанных на рисунке 1 можно увидеть, что большинство преступлений связано с контрабандой особо охраняемых веществ. Незаконный экспорт составляет малую долю по отношению к статьям 226.1 и 229.1 УК РФ. В 2020 году было совершено большинство преступлений, связанных с сильнодействующими, ядовитыми, отравляющими, взрывчатыми, радиоактивными веществами, а в 2021 нарушения больше касались перемещения наркотических веществ. По статье 226.1 УК РФ преступлений значительно больше, что может быть связано с тем, что статья охватывает более обширный перечень товаров.
Нельзя сказать, что количество совершенных преступлений снижается в динамике, следовательно, существуют определённые проблемы контроля законодательства связанные, сложностью оформления документов, слабой осведомлённостью участников ВЭД о действующих мерах нетарифного регулирования.
Рисунок 1. Статистика совершения уголовных преступлений за 2019 -2022 год
Далее следует рассмотреть дела по административным правонарушениям.
Рисунок 2. Статистика совершения административных правонарушений за 2019 – 2022 год
По анализу данных можно видеть, что из общего количества правонарушений, несоблюдение запретов и ограничений составляет небольшое число. Так же, как и в уголовных делах, динамика совершения нарушений непостоянна, что показывает имеющиеся проблемы таможенного регулирования. Дел об административных правонарушениях совершается больше, это может означать то, что законодательством предусмотрены достаточно жёсткие санкции за совершение правонарушений.
Рассмотрев 9 месяцев 2022 года, можно выделить следующее: выявлен факт незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС стратегически важных товаров и ресурсов на сумму 7 млрд. руб.
По возбужденным таможенными органами уголовным делам из незаконного оборота изъято 1 934,7 кг наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, 65 кг сильнодействующих веществ.
Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, лес и лесоматериалы, автотранспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления.
Предметами АП за 9 месяцев 2022 года чаще всего являлись валюта, табачные изделия, продукция растительного происхождения, легковые автомобили, а также древесина и изделия из нее.
Взыскано административных штрафов на сумму 2 млрд. руб. (по 50 717 постановлениям по делам об АП). В уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 3,912 млрд. руб. (на основании 10 723 постановлений об обращении товаров в федеральную собственность).
Проведя анализ статистических данных, можно сделать вывод о том, что практика применения запретов и ограничений распространена на территории РФ. Несмотря на это, нарушения законодательства совершаются, заинтересованные лица придумывают все более замысловатые схемы обхода закона, а также имеют недостаточную квалификацию для совершения внешнеэкономической деятельности, что влечет нарушения по неосторожности.
Исходя из часто совершаемых нарушений, можно выделить основные недостатки современного законодательства в сфере запретов и ограничений:
1. Государственное законодательство меняется достаточно быстро, в особенности законодательство в сфере нетарифного регулирования, так как оно направлено на быстрое реагирование в определённых экономических условиях. Исходя из этого, участники ВЭД не успевают следить за изменениями, быстро реагировать и перестраиваться под новые правила.
2. Неосведомлённость лиц, заинтересованных в таможенном деле, о том, как правильно оформлять сопроводительные документы. Недостаточность компетенции участников ВЭД в вопросах запретов и ограничений препятствует процессу развития нетарифных мер и их совершенствования.
3. Процедура лицензирования импорта очень значима для защиты национальной безопасности страны. Она позволяет контролировать количество и безопасность поставляемого товара. Однако, иностранным поставщикам требуются дополнительные затраты и специальные знания для того, чтобы получить лицензию.
4. В пределах Союза отсутствует единая система применения мер, так как нетарифное регулирование находится в ведении государственных органов государств-членов. К данной проблеме можно отнести наличие изъятий в законодательстве государств-членов Союза.
5. В наднациональном законодательстве существует множество отсылок на нормативные акты государств-членов ЕАЭС, что усложняет поиск информации, а также требует дополнительных временных затрат.
Развитие мирового сообщества и глобализация позволяют государственным органам все больше взаимодействовать с участниками ВЭД и на основе их требований и предложений составлять различные планы, стратегии для развития таможенного регулирования.
Кроме этого, научно-технологический процесс позволяет использовать современные технологии, искусственный интеллект, который выявляет нарушения законодательства более эффективно с помощью системы управления рисками. Нагрузка на таможенные органы снижается, контроль проводится тщательнее и эффективнее.
Для каждой проблемы можно предложить свой вариант регулирования и совершенствования.
- ФТС России предпринимает конкретные меры с целью повышения качества и скорости взаимодействия таможенных органов с добросовестными представителями бизнеса. Ключевая цель на ближайшее десятилетие трансформировать таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет применения современных технологий, внедрения методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.
В Стратегии развития таможенной службы до 2030 года обозначена траектория движения от электронной таможни к таможне интеллектуальной, и ФТС России существенно продвинулась в этом направлении, завершив в 2020 году масштабное реформирование таможенных органов, создав сеть центров электронного декларирования и электронных таможен.
- Недостаточная осведомленность импортеров и экспортеров также может быть решена с помощью единого портала, где будут прописаны часто задаваемые вопросы, либо нарушения, которые в большей степени совершаются при подтверждении соблюдения запретов и ограничений.
- Процедуры оформления документов, не только лицензий, но и других подтверждающих сведений должны быть прозрачными, простыми и не слишком дорогостоящими, что позволит декларантам не идти на преступный умысел и не пытаться ввозить товары без лицензий. Также затраты на оформление документов могут уйти, на изготовление товаров из более качественного дорогого сырья.
- Для совершенствования механизмов регулирования следует разработать единую систему применения мер нетарифного регулирования для ЕАЭС. Основываться в данном вопросе можно на международные нормативно-правовые акты. Придя к близкой системе запретов и ограничений, получится сократить совершение правонарушений между государствами-членами ЕАЭС. Однако, решение данной проблемы носит двоякий характер, так как в перечень контролируемых товаров входя, к примеру, стратегически важные ресурсы страны. Для каждого государства Союза свой товар является стратегически важным, что приведет к столкновению экономических и политических интересов. Поэтому данную проблемы было решено отложить до 2025 года.
- Заключительная проблема, связанная с отсылками в законодательстве может быть решена с помощью электронного документооборота. Так как в электронные версии документов возможно вносить ссылки на конкретные статьи документов. Данная система уже применяется на практике, впрочем, не каждый документ оснащён верной ссылкой. Это поможет участникам ВЭД пользоваться современными технологиями, отказаться от долгого поиска информации в бумажном варианте. Помимо этого, информация в электронных источниках должна быть достоверной, чтобы нарушений законодательства не было совершено еще больше.
Подводя итог, можно сказать о том, что в современной практике существуют проблемы применения законодательства в сфере запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности. Однако, говоря о Российской Федерации, ФТС начало совершенствование системы применения законодательства. Основными направлениями которой являются: упрощение и прозрачность деятельности участника ВЭД, помощь бизнес-сообществам, а также применение современных технологий и искусственного интеллекта.
Список литературы
- Мозжегорова О.А. Анализ системы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза/ О.А. Мозжегорова// Вестник Российской таможенной академии. – 2019. - №2. – С. 72 – 79.
- Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. Пособие / Кириллов Ю. Г. [и др]. – Минобрнауки России, ОмГТУ. – 2-е изд., 2020. – 56с.
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов [электронный ресурс]