В условиях кризиса в мировой экономике растет авторитет БРИКС на мировой арене. Тема саммита БРИКС, проведенного в июне 2022 г., – «Укрепление высококачественного партнерства БРИКС, вступающего в новую эру глобального развития».
Государства «пятерки» обладают огромным политическим, экономическим, научно-технологическим и людским потенциалом. Лидерство стран БРИКС востребовано сегодня для выстраивания многополярного мира, а также в выработке объединяющего, позитивного курса на формирование по-настоящему многополярной системы межгосударственных отношений, основанной на общепризнанных нормах международного права и ключевых принципах Устава ООН.
В этой сфере России можно рассчитывать и на поддержку многих государств Азии, Африки, Латинской Америки, стремящихся проводить независимую политику. Россия и дальше готова развивать тесное партнерство со странами-участниками объединения БРИКС. Только в первом квартале этого года товарооборот России со странами БРИКС вырос на 38% – до 45 миллиардов долларов
Основные договоренности встречи лидеры «пятерки» зафиксировали в итоговой декларации, которая охватывает сотрудничество в финансовой, таможенной, торговой, туристической и энергетической сферах, а также в сельском хозяйстве.
В целом, новый экономический порядок уже меняет расклад сил в мире. Показатели западных экономик (например, США и Евросоюза) падают, пальму первенства перехватывают страны БРИКС. В этом году товарооборот между странами «пятерки» уже существенно вырос и, очевидно, будет расти и дальше.
Несмотря на то, что БРИКС – это неформальное объединение пяти государств, сегодня можно говорить, что организация имеет огромное влияние на мировую экономику. В странах «пятерки» проживает больше трех миллиардов человек, а в совокупности Россия с партнерами формируют четверть мирового ВВП, 20% торговли и около четверти прямых инвестиций.
Данные по экспорту стран БРИКС за 2019–2021 гг. представлены в таблице 1 (рис. 1).
Таблица 1.
Экспорт стран БРИКС за 2019–2021 гг. (млн. долл. США)
Страны |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Абс. изм. |
Отн. измен., % |
Абс. изм. |
Отн. измен., % |
2019-2020 |
2019-2020 |
2019-2020 |
2019-2020 |
||||
Бразилия |
221126,8 |
209180,2 |
280814,5 |
-11946,5 |
-5,4 |
71634,3 |
34,2 |
Индия |
323250,7 |
275488,7 |
394813,6 |
-47761,9 |
-14,7 |
119324,9 |
43,3 |
Китай |
2499206,9 |
2589098,3 |
3362301,6 |
89891,3 |
3,6 |
773203,2 |
29,8 |
Россия |
426720,3 |
337103,9 |
492313,7 |
-89616,3 |
-21,0 |
155209,8 |
46,0 |
ЮАР |
89395,9 |
85226,7 |
122508,8 |
-4169,2 |
-4,6 |
37282,0 |
43,7 |
Итого: |
3559700,8 |
3496098,0 |
4652752,4 |
-63602,7 |
-1,7 |
1156654,3 |
33,1 |
Анализ данных свидетельствует, что за 2019–2020 гг. у стран БРИКС наблюдалась отрицательная динамика по экспорту товаров (- 63602,7 млн. долл. США), а за 2020–2021 гг. – положительная (1156654,3 млн. долл. США).
Рисунок 1. Экспорт стран БРИКС за 2019–2021 гг. (млн. долл. США)
Данные по импорту стран БРИКС за 2019–2021 гг. представлены в таблице 2 (рис. 2).
Таблица 2.
Импорт стран БРИКС за 2019–2021 гг. (млн. долл. США)
Страны |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Абс. изм. |
Отн. измен., % |
Абс. изм. |
Отн. измен. |
2019-2020 |
2019-2020 |
2019-2020 |
2019-2020 |
||||
Бразилия |
193162,0 |
166336,2 |
234690,4 |
-26825,8 |
-13,9 |
68354,2 |
41,1 |
Индия |
478883,7 |
367980,4 |
570402,0 |
-110903,4 |
-23,2 |
202421,6 |
55,0 |
Китай |
2079285,5 |
2069567,9 |
2684362,7 |
-9717,6 |
-0,5 |
614794,8 |
29,7 |
Россия |
247161,3 |
231664,2 |
293497,1 |
-15497,2 |
-6,3 |
61832,9 |
26,7 |
ЮАР |
88037,5 |
68943,2 |
93498,2 |
-19094,3 |
-21,7 |
24555,0 |
35,6 |
Итого: |
3086530,1 |
2904491,8 |
3876450,4 |
-182038,3 |
-5,9 |
971958,7 |
33,5 |
Из анализа данных таблицы 2 видно, что за 2019–2020 гг. у стран БРИКС наблюдалась отрицательная динамика по импорту товаров (-182038,3 млн. долл. США), а за 2020–2021 гг. – положительная (971958,7 млн. долл. США).
Рисунок 2. Импорт стран БРИКС за 2019–2021 гг. (млн. долл. США)
Анализ данных за 1 квартал 2022 г. показал, что внешнеторговый оборот между странами вырос на 38%, почти достиг значения 45 млрд. долларов. Организация планирует расширяться. Вероятными кандидатами являются страны, которые в 2021 г. были приняты в Новый банк развития БРИКС: Бангладеш, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Уругвай.
Торговля развивается сразу по многим направлениям. Так, по данным за прошлый год, наша страна больше всего экспортирует в Бразилию, Индию, Китай и ЮАР топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, газ и уголь), продукцию химической промышленности, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. В обратную сторону больше всего идут машины, оборудование и транспортные средства (например, телефонные аппараты), продукция химической промышленности (например, пластмасса), а также текстиль и обувь.
При этом показатели растут сразу по многим пунктам. Например, в 2021 г. Россия продавала в страны БРИКС в 3,5 раза больше необработанного алюминия, а также почти в два раза больше смешанных удобрений, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них.
В первом квартале 2022 г. страны «пятерки» стали более активно развивать взаимную торговлю. После начала специальной военной операции России на Украине, а также введения самых масштабных в истории санкций против нашей страны, показатели стали кратно расти. По сравнению с тем же периодом прошлого года за январь-март 2022 г. из России в страны БРИКС вырос экспорт стальных полуфабрикатов (в 4,3 раза), смешанных удобрений (втрое), мороженой рыбы, семян льна, текстиля и обуви (все больше, чем в два раза).
Однако, вырос и объем поставок в Россию от партнеров по «пятерке». Так, за первые три месяца 2022 г. объем неэлектрических водонагревателей вырос в 13 раз; в два раза больше вырос импорт установок для кондиционирования воздуха, новых пневматических резиновых шин, а также мяса птицы, субпродуктов и соевых бобов.
У БРИКС масса возможностей для развития в самых различных сферах. К примеру, в настоящее время лидеры «пятерки» прорабатывают вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран БРИКС [2, с. 54].
Поскольку речь идет о создании международной резервной валюты, видимо, за ее основу может быть взять SDR (специальные права заимствования) – международный резервный актив, созданный МВФ. Процесс создания такой валюты весьма небыстрый, поскольку есть очень много трудных вопросов, которые необходимо будет решить. Например, обеспечить 100-процентную ликвидность с возможностью мгновенной конвертации новой резервной валюты в любом банке или обменном пункте мира на любые иные деньги, банкноты или монеты; отсутствие проблем при открытии депозита (вклада) в любом серьезном банке мира именно в этой валюте; возможность свободной покупки оптовых партий разнообразных биржевых товарных фьючерсов на любой из крупнейших товарных бирж мира. Все эти вопросы требуют колоссальных людских и финансовых затрат». Страны БРИКС работают над созданием новой международной резервной валюты.
Растет и взаимное проникновение бизнеса. В нашу страну могут прийти индийские сетевые магазины, а также больше китайских автомобилей, оборудования и техники. Россия, в свою очередь, уже заметно увеличила поставки нефти в Индию и Китай, а отечественные IT-компании активизируются на рынках Африки и Индии. Кроме того, наши спутники уже обеспечивают телевидение для 40 млн жителей Бразилии [1, с. 35].
Оплата валютного госдолга Россия будет осуществлять теперь будет в рублях. Важной задачей БРИКС является формирование «страховочных» или даже альтернативных ныне существующим механизмам, которые сохранили бы цепочки поставок с участием наших стран и обеспечили стабильные условия международной торговли. Прежде всего для бесперебойного осуществления платежей и развития устойчивой к внешним шокам логистической инфраструктуры, недискриминационного движения технологий и товаров, а также развития механизмов перестрахования.
После ухода ряда иностранных компаний с российского рынка бизнес из стран – участниц БРИКС начинает успешно их замещать.
Основные векторы сотрудничества, по которым страны БРИКС могли бы добиться максимального результата: биологическая и энергетическая безопасность, продовольственное обеспечение, развитие зеленой энергетики и цифровизация экономики.
Также расширять сотрудничество возможно не только за счет взаимных поставок, но и совместными исследованиями, разработками, а также углублением кооперации в создании независимых цепочек добавленной стоимости.
Внешнеэкономическое сотрудничество направлено на решение существующих проблем, достижение общих целей и экономической выгоды. Развитие, сохранение и управление культурной и социально-экономической среды дополняется необходимостью выявления политических, экономических, социально-культурных и географических факторов.
В постоянно меняющихся условиях постоянно растает важность экономического фактора национальных интересов и стремление государств обеспечить внешнеэкономическую привлекательность. Стоит заметить, что государствам приходится разрабатывать новые механизмы обеспечения национальных интересов, в следствие чего в обеспечении национальных интересов происходит снижение роли традиционных политико-дипломатических.
Трансграничные структуры, проявляя сегодня наибольшую активность в решении региональных и глобальных вопросов, стремясь адаптироваться к изменившейся политической реальности и обрести новый политический статус, помогают государствам активизировать свое участие в мировой экономике, т.к. уровень развития и состояние экономики выступают показателями интегрированности государства в мировую экономическую систему.
Таким образом, в условиях кризиса в мировой экономике новый экономический порядок меняет расклад сил, меняется география внешнеэкономических связей между государствами. В непростых экономических условиях на мировой арене растет авторитет стран БРИКС. После ухода ряда иностранных компаний с российского рынка бизнес из стран – участниц БРИКС начинает успешно их замещать. Основные векторы сотрудничества, по которым страны БРИКС могли бы добиться максимального результата: биологическая и энергетическая безопасность, продовольственное обеспечение, развитие зеленой энергетики и цифровизация экономики.
Список литературы
- Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / Бойкова М.В. – М.: Российская таможенная академия, 2017. – 130 c.
- Татаева И.Ю. Международная цепь поставок: курс лекций / Татаева И.Ю. – М.: Российская таможенная академия – 2020. – 132 с.
- Беленькая, А. А. БРИКС: развитие и новые вызовы /А. А. Беленькая, М. В. Маслова // Вестн. Алт. акад. экономики и права. – 2019. – № 8. – С. 12–18.
- Дедух, Ю. Р. Перспективы развития объединения БРИКС как важнейшего участника международных экономических отношений / Ю. Р. Дедух // Инновац. развитие. – 2018. – № 4. – С. 207–209.