ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Таможенное дело

Просмотры

200

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (93), Ноябрь ‘22

Дата публикации 24.11.2022

Поделиться

Таможенное оформление экспорта нефти и нефтепродуктов приобрело огромную внешнюю и внутреннюю экономическую значимость, поскольку экспорт этого вида товаров является одним из приоритетных и высокооплачиваемых направлений деятельности. Быстрый рост добычи нефти и ее крупномасштабный экспорт многие годы фактически обеспечивал функционирование и развитие менее прибыльных секторов российской экономики. В Российской Федерации нефтяные доходы составляют значительную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет

Таможенное оформление нефти и нефтепродуктов — это юридическое оформление всех действий, которые совершаются при перемещении товаров через таможенную границу. Оно включает в себя: предоставление таможенному органу товаросопроводительных, разрешительных документов, таможенной декларации и декларируемых товаров, а также уплату таможенных платежей.[2]

Оформлением нефтепродуктов занимается Центральная Энергетическая Таможня. Она входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов. Контролирует перемещение через границу энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь, торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия), продуктов их переработки и используемых для этого транспортных средств.

Если взглянуть на стандартную схему работы, то таможенное оформление нефтепродуктов проходит следующие этапы:

  1. Подготовку всей необходимой документации (сертификаты, подтверждения и другие сопроводительные документы), притом в соответствии с выбранной таможенной процедурой;
  2. Выполнение необходимых расчетов (сумма пошлины, затраты на транспортировку и прочее);
  3. Обсуждение поставок (это разовый ввоз или вывоз товаров, или постоянный, необходимый для бизнеса);
  4. Заключение договора;
  5. Оформление самой декларации, в соответствии с имеющимися данными;
  6. Подготовка других документов, которые могут понадобиться для прохождения таможни;
  7. Кодирование имеющихся товаров;
  8. Подготовка разрешительных документов.[3]

Операции по исполнению таможенного досмотра осуществляются в соответствии с действующим законодательством страны по требованию декларанта или исполнительного лица, который является его официальным представителем. Таможенный досмотр и все таможенные процедуры по осмотру нефти и нефтепродуктов, осуществляется в зонах таможенного контроля в соответствии с ТК ЕАЭС и действующим законодательством страны. В случае выявления несоответствия декларируемого товара с его основными характеристиками уполномоченное должностное лицо таможенного органа имеет право принимать решение о таможенной экспертизе, производить отбор проб для последующих экспертных исследований. Для таможенных целей нефть отправляют на экспертизу в региональную экспертно-криминалистическую лабораторию. Перед отбором пробы из резервуара нефть или нефтепродукт должны отстаиваться не менее двух часов. Проводя исследование для правильного классифицирования в соответствии с Единой Товарной Номенклатурой Внешнеторговой деятельности нефтепродуктов, таможенный эксперт рассматривает следующие вопросы:

1. Определить физико-химические показатели, которые необходимы для классификации;

2. Идентифицировать товар в соответствии с текстом подсубпозиции и Примечаниям к группе 27 ТН ВЭД;

3. Определить назначение и возможную область применения товара.[4]

Существует достаточно простой способ проведения таможенного контроля нефти и продуктов ее переработки, перемещаемых в 52 транспортных емкостях по железной дороге. Этот способ таков: следует взвесить каждую транспортную единицу и далее сравнить полученные результаты с декларированными данными на нее. Как правило, этот случай на практике используется достаточно редко. Для этого применяются различные по установке грузовые весы. То есть, таможенный контроль фактических объемов нефти нефтепродуктов, перемещаемых на танкерных суднах заграничного плавания, проводится на современном этапе непосредственно редко в процессе перекачки их из трубопроводов методом применения достаточно точных портовых приборов – расходомеров. Массу наивного груза определяют по объему, занимаемому грузом в танке, цистерне, и его плотности. Посредством установки замера «взлива» фиксируется объем, который является расстоянием от поверхности до дна в заранее определенной транспортируемой емкости или замер пустоты. [5]

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза также учитывает возможность проведения консультаций в порядке, который установлен законодательством государства соответствующей Стороны. В то же время в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовой механизм для осуществления данной процедуры, и это является весомым недостатком. Консультации для участников внешнеэкономической деятельности проводятся только в соответствии с административным регламентом для консультирования по таможенным вопросам, в рамках которого таможенные органы предоставляют заинтересованным сторонам бесплатные консультации по таможенной стоимости товаров. Подводя итог, можно сказать, что таможенное оформление нефти и нефтепродуктов — дело прибыльное, но не легкое. Поэтому для работы в этой сфере, необходимо знать многое о документации, о порядке таможенного оформления, в соответствии с определенными этапами. о правильной классификации всех видов нефтепродуктов по ТН ВЭД. Одним из способов повышения эффективности осуществления таможенного контроля является проведение таможенной экспертизы нефти и нефтепродуктов. Назначение и проведение экспертизы связанно с проверками сведений, которые указаны в товаросопроводительных документах с фактическими данными. Это во многом помогает выявить правонарушения в сфере предоставления недостоверных и недействительных сведений.

Для совершенствования таможенного контроля при экспорте нефти таможенные органы должны, усиливать контроль за соблюдением таможенного законодательства как на наднациональным уровнем, так и на национальном уровне. Не смотря на всю сложность дистанционного измерения расхода нефти и нефтепродуктов, и благодаря использованию технических средств таможенного контроля эта процедура проходит достаточно быстро.

При перевозке нефти и продуктов ее переработки через таможенную границу должностные лица таможенных органов должны создать единую контрольную систему, которая позволит использовать формы таможенного контроля и проводить таможенную экспертизу затрачивая при этом минимальное количество времени.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 15.10.2022)
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения 15.10.2022)
  3. Воротынцева Т. М., Чечулин Ю.О. Перемещение нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза: таможенный аспект: монография // Москва: ОнтоПринт, −2017. – С. 127.
  4. Зарубин О.П. Судебно-химическое расследование: особенности применения современных физикохимических методов исследования нефти и нефтепродуктов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, –2015. –№ 4. – С. 124 – 130
  5. Экспорт, таможенное оформление нефтепродуктов [Электронный ресурс]: Новостной портал «Premier-park.ru» // http://premierpark.ru/avtoyurist/2996.php (дата обращения 15.10.2022)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее