Административная ответственность как инструмент противодействия правонарушениям в области правил дорожного движения

Административная ответственность как инструмент противодействия правонарушениям в области правил дорожного движения

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 19.01.2024

Поделиться

В современном мире наблюдается возросшее количество пользователей автомобилем. Как следствие, возрастает численность правонарушений в области правил дорожного движения. Неутешительная статистика дорожных правонарушений подтверждает актуальность темы безопасности на дорогах и вопросов ответственности за нарушения правил дорожного движения. Профилактические мероприятия, основанные на правильном и полном применении административных наказаний и санкций, оказывают положительное влияние на снижение их количества. В данной статье мы рассмотрим роль административной ответственности в качестве эффективного инструмента предотвращения правонарушений и обеспечения безопасности на дорогах.

Беря во внимание очередной информационно-аналитический обзор Научного центра безопасности дорожного движения при МВД России по поводу дорожно-транспортной аварийности, мы можем сделать явный вывод, о том, что наибольшее количество дорожно-транспортных правонарушений (87,8 %) водители допускают из-за нарушения правил дорожного движения. Так за первое полугодие 2023 года, согласно приведенной статистике, произошло 49 417 ДТП, в которых погибли 5 091 человек, а ранения получили 64 604 человека.
Для обеспечения роста безопасности необходимо своевременное применение мер административно-принудительного характера, использование их до происхождения очаговых ситуаций, носящих опасный характер для общества. Таким образом возможно предотвратить совершение правонарушителем дальнейших более серьезных дорожно-транспортных происшествий.
Выявление административных правонарушений в сфере дорожного движения и транспорта в РФ и, как следствие, применение административно-принудительных мер - это эффективный способ государственного контроля над участниками дорожного движения и обеспечения безопасности дорожных инфраструктурных объектов.
Административная ответственность представляет собой наложение государством административного наказания на лицо, которое нарушило правовые нормы, и влечет за собой определенные ограничения и лишения, применяемые уполномоченными субъектами власти в соответствии с законодательством РФ.
Административное наказание имеет целью предотвращение правонарушений и воспитание нарушителей, а не унижение их достоинства или нанесение страданий физического характера, а также не имеет задачи оказать негативное влияние на деловую репутацию юридического лица.
С точки зрения нормативно-правовой базы, административная ответственность в сфере регулирования и контроля за соблюдением правил дорожного движения в Российской Федерации обеспечивается нормами административного права. Основополагающим нормативно-правовым актом, содержащим аспекты, регламентирующие деятельность по организации и функционирования области дорожного движения, выступает - Кодекс об административных правонарушения РФ.
Водитель и пешеход - как участники дорожного движения, осознавая последствия нарушений правил дорожного движения в виде административной ответственности, будут стараться не допускать нарушений.
Согласно главе 12 КоАП РФ за несоблюдение правил дорожного движения правонарушитель может быть подвергнут следующим видам административных наказаний: (см. рис. 1).

Рисунок 1. Виды административных наказаний за правонарушения в сфере соблюдения правил дорожного движения

Кодексом об административных правонарушениях также регламентируется применение административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства за неоднократное совершение административного правонарушения, в том числе в сфере дорожного движения.
По статистике за последние несколько лет наблюдается общая тенденция к незначительному снижению совершенных правонарушений в области правил дорожного движения. Из приведенных данных можно видеть наиболее частые и менее применяемые виды административных наказаний за противоправные действия в сфере ПДД. (рис. 2).

Рисунок 2. Статистические показатели правонарушений и назначения административной ответственности в области ПДД за период 2020-2022 гг.

Рассмотрим виды административной ответственности за правонарушения в области правил дорожного движения.
За незначительные проступки в нарушении административного законодательства сотрудники государственных структур вправе вынести нарушителю безопасности дорожного движения предупреждение. Предупреждение выражается в виде официального порицания правонарушителя, не является санкцией, но служит напоминанием о необходимости соблюдения правил и законов. Предупреждение устанавливается в случае первого нарушения административных правил, если не был нанесен ущерб или не возникла угроза жизни и здоровью людей, природе, культурному наследию и безопасности государства.
Административное предупреждение может быть выдано органом государственной власти или муниципальной власти в письменной форме. После выдачи предупреждения за нарушение административного законодательства, нарушитель обязан исправить свои действия или прекратить нарушение. В случае повторного нарушения административного закона после выдачи предупреждения могут быть применены более строгие санкции, такие как административный штраф или административный арест.
Автоинспектор может вынести предупреждение автомобилисту, если его номер грязный или нечитаемый (ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ), если он забыл дома водительское удостоверение и документы на автомобиль (ч.2 и ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ), а также если у автомобиля есть мелкие неисправности, например, неработающий стеклоомыватель или отсутствующие брызговики (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Согласно действующему законодательству (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ), инспектор ДПС может ограничиться предупреждением, если водитель не включил указатель поворота перед началом маневра или не занял соответствующую крайнюю полосу проезжей части дороги перед маневром, за исключением случаев нарушения требований знаков или разметки дороги.
Водители, не пропустившие отъезжающий от остановки автобус (ч. 1 ст. 12.17 КоАП РФ), а также нарушители правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки, а также правил перевозки грузов или буксировки (ст. 12.20 и ст. 12.21 КоАП РФ), также могут получить предупреждение.
Административное наказание в виде предупреждения может быть применено как к инструкторам автошкол за нарушения правил учебной езды (ст. 12.22 КоАП РФ), так и к пешеходам или пассажирам, нарушивших ПДД, например, за переход улицы в неположенном месте или на красный свет, а также за не пристегнутый ремень безопасности у пассажира (ч. 1 ст. 12.29 КоАП).
Следующий основной вид административного наказания - административный штраф. Административный штраф, установленный государственной властью в форме денежного взыскания, представляет собой меру, направленную на предотвращение новых нарушений. Он взыскивается исключительно в российских рублях, может устанавливаться в различном размере, в зависимости от субъекта и состава административно-правовых отношений. Законодательно определены сроки уплаты административного штрафа. Платеж должен быть осуществлен в течении 60 дней с момента вступления постановления об административном правонарушении в законную силу. Правонарушитель имеет возможность оплатить штраф при помощи перевода денежных средств в банковскую или другую кредитную организацию.
В качестве административного наказания при необходимости допускается использование со стороны полномочного органа или должностного лица конфискации орудия или предмета совершения административного правонарушения.
КоАП РФ четко перечисляет и регламентирует список категорий предметов, подлежащих конфискации в качестве орудий совершения или объектов административных правонарушений. В административном законодательстве, в частности, в особенной части КоАП РФ конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений рассматривается как дополнительный вид административного наказания.  К предметам, подлежащим непосредственной конфискации в рамках совершения правонарушения можно отнести: денежные средства, алкогольная продукция, оружие и боеприпасы, автотранспортные средства и т.д..
В основном законе страны - Конституции РФ устанавливается, что изъятие имущества в виде санкции за совершенное административное правонарушение осуществляется исключительно по решению суда. На практике реализация этого вида наказания может происходить в нескольких видах - как в качестве основной, так и дополнительной мер.
В частности, в сфере соблюдения правил дорожного движения конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как административное наказание, чаще всего предусматривает изъятие средства передвижения у виновного лица. В России в соответствии с действующим законодательством такая мера может быть применена за противоправное установления опознавательного фонаря легкового такси.  При таком правонарушении административное наказание включает в себя основную часть в виде штрафа, и дополнительную – конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. В российском законодательстве также обозначен порядок и перечислены основания, согласно которым транспортное средство помещается на специализированную стоянку.
В случае нарушения определенных правил управления транспортным средством, согласно статье 27.13 КоАП РФ, применяется мера задержания, включающая перемещение данного транспортного средства с использованием другого транспортного средства и размещение его на специализированной стоянке до устранения причины его задержания.
В соответствии с особенной частью КоАП РФ, предусмотрено наказание в форме лишения физического лица предоставленного специального права. Это мера может быть применена в случае совершения физическим лицом грубого административного правонарушения или систематического нарушения порядка пользования этим правом, а также при уклонении правонарушителя от исполнения ранее назначенного административного наказания.
Применение такого вида административной ответственности как лишение специального права является юрисдикцией исключительно суда и устанавливается на срок не менее одного месяца и более трех лет
Правонарушения в области дорожного движения, за которые законом предусмотрено применение наказания в виде лишения специального права перечисляются в главе 12 КоАП, например, статьи 12.8, 12.10, 12.15, 12.27.
В их состав входят случаи управления автомобилистом средством перемещения в состоянии алкогольного опьянения, пересечение правонарушителем железнодорожных путей вне специально-обозначенных для этого путях. Грубыми нарушениями являются осуществление движения водителем во встречном направлении по дороге, где такое движение совершается только в одном направлении, а также оставление правонарушителем места ДТП.
Следующий вид административного наказания - административный арест. Он осуществляется путем изоляции нарушителя от общества и содержания его под стражей на срок не более 15 суток, а в отдельных случаях до тридцати суток.
В КоАП предусмотрено несколько правонарушений, которые влекут наложение административного ареста, в том числе к ним можно отнести оставление водителем места ДТП, неуплата административного штрафа в установленный срок.
К лицам, которые уклоняются от соблюдения административного наказания в сфере дорожного движения в виде уплаты административного штрафа, возможно применение обязательных работ.
Обязательные работы подразумевают собой исполнение правонарушителем общественных работ, полезных для общества, на безвозмездной основе в свободное от основной работы время. Обязательные работы назначаются судом и чаще всего устанавливаются на срок от 20 до 200 часов.
Перечень лиц, на которые не распространяются обязательные работы, включает беременных женщин, женщин, у которых есть дети до трех лет, инвалидов I и II групп, военнослужащих, граждан, призываемых на военные сборы и иных лиц.
В заключении статьи, можно подвести итоги и подчеркнуть важность административной ответственности как инструмента противодействия правонарушениям в области правил дорожного движения. 
Первым и главным преимуществом административной ответственности является ее профилактическая функция. Четкое осознание возможных негативных последствий правонарушений и наказания за них может сильно сократить количество нарушений и улучшить ситуацию на дороге. 
Кроме того, административная ответственность является более быстрым и доступным способом наказания нарушителей, по сравнению с уголовной ответственностью. Это позволяет более эффективно бороться с правонарушениями на дороге и улучшить безопасность участников дорожного движения. 
Также стоит отметить, что административная ответственность не только предусматривает наказание, но и может применяться в качестве меры воздействия, направленной на повышение осознания собственной безопасности и учета интересов других участников дорожного движения.
Однако, необходимо признать, что административная ответственность имеет свои недостатки. Некоторые нарушители могут избегать наказания благодаря отсутствию контроля и слабому применению санкций, а также через использование коррупции. Поэтому важно не только совершенствовать законодательную базу и ужесточать наказания, но и разрабатывать более эффективные механизмы контроля и выполнения наказания.
В целом, административная ответственность является неотъемлемой частью системы противодействия правонарушениям в области правил дорожного движения. Она позволяет создать более безопасную и справедливую среду на дороге, где каждый участник движения осознает свою ответственность и соблюдает правила.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. - ст. 0001202210060013 с изм. и допол. в ред. от 06.10.2022 (дата обращения: 10.12.2023)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // КонсультантПлюс (дата обращения: 10.12.2023)
  3. Дорошенко О. М. Административное право. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 168 с.
  4. Административные правонарушения // Судебная статистика РФ URL: https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/72 (дата обращения: 10.12.2023)
  5. Статистика аварийности из-за нарушения ПДД водителями за шесть месяцев 2023 года // Российская академия транспорта URL: https://rosacademtrans.ru/statistikadtp2023/ (дата обращения: 10.12.2023)
  6. Предупреждение и наказание: в ГИБДД решили не мелочиться // Известия URL: https://iz.ru/1324165/evgenii-bagdasarov/preduprezhdenie-i-nakazanie-v-gibdd-reshili-ne-melochitsia (дата обращения: 10.12.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее