Под административным правовым нарушением в области дорожного движения понимают вид правового нарушения, обладающий особыми характеристиками, с помощью которых возможно провести отличие от иных правовых нарушений. Отношения в обществе выступают в качестве объекта подобных правовых нарушений, обеспечивающих создание безопасных условий для участников движения на дорогах. Ряд правовых норм, в том числе Правила дорожного движения (далее – ПДД) устанавливают требования к данным правоотношениям. Административные правовые нарушения в области движения на дорогах относятся к несоблюдению ПДД. Данные правонарушения формируют аварийные ситуации, которые являются причинами ДТП. Итогом дорожно-транспортного происшествия выступает причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе обществу и имуществу. Негативной аварийной обстановке на дороге предшествует возникновение ситуации, при которой водитель теряет управление автомобилем. Аварийную ситуацию можно отнести к характеристике объективной составляющей административного правового нарушения при движении на дорогах. Помимо этого, аварийная обстановка представляет вред для общества и является связью между причинением вреда и несоблюдением ПДД.
Нарушение ПДД является одной из целей противоборства правонарушениям, которые представляют опасность для общества. Нормы КоАП РФ [1] содержат административную ответственность за подобные правовые нарушения. Представляют интерес мнения ученых, которые высказывают позицию о том, что административные правовые нарушения не представляют опасности для общества. При этом дефиницию общественной опасности они заменяют фразой о негативных последствиях. Однако это несхожие понятия.
При подобной позиции к правонарушениям, которые представляют опасность для общества, должны относиться исключительно такие нарушения ПДД, которые привели к незначительному вреду здоровью потерпевшего лица. В то же время иные правонарушения могут относиться к безопасным для общества. По мнению В.В. Лукьянова, признание опасности для общества при нарушении ПДД являлось основанием применения ответственности по КоАП изначально при возникновении транспортных средств. Также ученый подчеркивает неактуальность позиции о том, что административные правовые нарушения не представляют опасности для общества [5, С. 59-61].
Как показывает практика, вред, причиненный в результате ДТП, выступает результатом возникновения аварийной обстановки на дороге, в связи с потерей водителем контроля над управлением машиной. Другими словами, на дороге возникает опасная ситуация.
В связи с этим аварийная обстановка имеет характеристику объективной составляющей правового нарушения, указывающей на наличие опасности для общества и демонстрирующую связь между несоблюдением Правил эксплуатации транспортных средств и ПДД, а также дальнейшим причинением вреда потерпевшим и их имуществу. Действие граждан, которые не соответствуют законодательным нормам, относятся к правовым нарушениям. Так, часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ под административным правовым нарушением понимает противоправное бездействие либо действие, которые относятся к виновным, и реализованные организацией либо гражданином. В свою очередь, к виновным лицам применяется административная ответственность за правонарушение. Отличая преступную деятельность от правовых нарушений правил движения на дорогах, стоит подчеркнуть, что они различаются характером и объемом вреда, который был причинен. Качество и количество опасности для общества выражается в признаках нарушений требований безопасности, объеме вреда, который был причинен, времени и методу реализации правового нарушения и пр. Общность перечисленных критериев принимается во внимание на практике при квалификации ДТП в качестве правового нарушения в сфере транспортных преступных действий либо административного права. Так, многие ученые подтверждают наличие характеристик опасности для общества при реализации административных правовых нарушений на дороге. Помимо этого, административные правовые нарушения ПДД, которые стали причиной аварии и сформировали угрозу для здоровья и жизни людей, в том числе причинили вред имуществу и государству, имеют отношение либо к административным происшествиям либо приобретают статус преступлений, которые приводят к уголовной ответственности.
Далее рассмотрим признаки составов административных правовых нарушений. Глава 12 КоАП РФ включает характеристики составов административных правовых нарушений. В то же время общие характеристики данного вида ответственности исследуемых составов правовых нарушений выражаются в многообразии видов, размере наказания и тяжести ответственности. Особое внимание уделяется нормам ч. 4, 5 ст. 12.5 КоАП РФ. По нашему мнению, важно привести существующую бланкетную диспозицию перечисленных составов в соответствие нормам Конституции РФ [1]. При создании мер административной ответственности имеет значение степень тяжести допущенного правонарушения и его характер.
Необходимо учитывать при детализации терминов фразы о степени тяжести бездействия либо действия, которое было допущено, а также характер данного правонарушения. Существующая судебная практика подтверждает наличие трудностей детализации характера административного правового нарушения. Помимо этого, ученые также подтверждают наличие существующих сложностей. Так, ученые подчеркивают, что, предусматривая административную ответственность, законодатель исходит из норм Конституции о необходимости индивидуализации для данного вида ответственности. В то же время необходимо отслеживать отсутствие избыточности требований. Важно соблюдать правила о сопоставимости ответственности и характера правового нарушения, степени вины со стороны правонарушителя. Помимо этого, необходимо учитывать финансовое и имущественное положение гражданина [4, С. 22].
По отношению к характеру административного правового нарушения существуют различные мнения. К примеру, высказывается позиция о том, что данный характер относится к объективной стороне в административно деликтной норме состава административного правонарушения. Помимо этого, существует мнение о том, что данный характер является схожим со степенью опасности для общества при реализации правонарушения. Указанное является основанием отнесения его к объективной составляющей правового нарушения.
Другими словами, характер реализованного административного правового нарушения не детализирован в законодательных нормах и в работах ученых. Сложившаяся ситуация не позволяет в полном объеме его применять на практике на момент назначения административной ответственности, а также при разработке законодательных требований в сфере движения на дорогах. С помощью характера административного правового нарушения возникает возможность перечислить признаки данного действия. В свою очередь, характер правонарушения должен указывать не только элементы деяния в виде деликтных требований, но и правонарушения, которое было допущено. По нашему мнению, характер данного правового нарушения относится к обстоятельству, которое связывает фактическое правовое нарушение с действующим составом в виде законодательных требований. Данная взаимосвязь выражается при квалификации правового нарушения.
Далее перечислим факторы, с помощью которых возможно определить особенности данного вида правового нарушения. Так, исследуемый характер взаимосвязан с уровнем опасности совершенного правонарушения для общества. По нашему мнению, указанный подход является верным. В то же время дефиниция о характере административного правоотношения, с нашей точки зрения, должна являться приоритетной. Исследование составов административных правовых нарушений, перечисленных в гл. 12 КоАП РФ, демонстрирует определенные категории отношений в обществе с учетом их законодательной защиты: реализация особых обязанностей в сфере движения на дорогах; для поддержания безаварийных условий передвижения автотранспорта; организация специальных условий и способов движения транспортных средств; организация других условий, в том числе методов движения автотранспорта на дорогах. Перечисленные критерии способствуют созданию структуры видов существующих характеров административных правовых нарушений. Отметим, что данные критерии должны являться основой для разграничения правовых нарушений и разработки необходимых административных мер ответственности.
Далее приведем классификацию видов административных правовых нарушений в сфере движения на дорогах с учетом их характера, принимая во внимание критерии, с помощью которых детализируется особенность определенных составов данных правовых нарушений. По нашему мнению, стоит выделить несколько групп данных правовых нарушений: тяжкое; особо тяжкое; средней тяжести; легкое. Перечислим критерии, включающие характер данного вида правового нарушения с учетом признаков, с помощью которых возможно установить характер. Начнем с так называемого особо тяжкого административного правонарушения.
С учетом признаков объективной составляющей выделяют:
1) по признакам объективных элементов: административное правонарушение, в результате которого было реализовано ДТП либо возник его риск, также причинен ущерб имущественного содержания, включающее другие квалификационные признаки состава особо тяжкого административного правонарушения;
2) по объекту административно правовой защиты: отношения в обществе, которые формируются с целью обеспечения движения автотранспортных средств без аварий;
3) по признакам субъективной стороны: совершено при наличии умысла;
4) по признакам субъекта: вменяемое, достигшее возраста, когда применяется ответственность по КоАП РФ, лицо, находящееся либо не находящееся в состоянии медикаментозного, наркотического, алкогольного либо другого опьянения.
Далее рассмотрим административное правовое нарушение, которое относится к тяжкому:
1) по признакам объективной составляющей: административное правонарушение, в результате которого может возникнуть аварийная ситуация либо быть причинен ущерб имуществу, включающее другие квалификационные признаки состава данного вида правового нарушения;
2) по объекту административно-правовой защиты: отношения в обществе, созданные при формировании особых условий и методов движения автомобилей;
3) по признакам субъекта;
4) по признакам субъективной составляющей (наличие либо отсутствие умысла).
Обратим внимание на административное правонарушение средней тяжести:
1. По признакам объективной составляющей: несоблюдение ПДД и других законодательных требований, условий и методов передвижения транспорта. При этом правовое нарушение не включает квалифицирующие признаки реализации нарушения закона. Также имеется субъект деяния;
2. по объекту административной законодательной защиты: отношения в обществе, сформированные с учетом организации других условий методов передвижения автомобилей;
3. По признакам субъективной составляющей, которая учитывает наличие либо отсутствие умысла.
Не стоит забывать и административные правовые нарушения, которые являются легкими: По признакам субъекта правонарушения; По объекту законодательной защиты; По признакам, которые относятся к объективным. К примеру, нарушение либо отсутствие реализации или особых обязанностей в сфере движения на дорогах. При этом административные правовые отношения включают несколько квалификационных признаков; субъект правонарушения; по субъективным признакам [3, С. 66].
Итак, под административным правовым нарушением в области дорожного движения понимают вид правового нарушения, обладающий особыми характеристиками, с помощью которых возможно провести отличие от иных правовых нарушений. На формирование административно-правовой ответственности, предусмотренной главой 12 КоАП РФ, влияет характер административного правового нарушения и уровень тяжести реализованного несоблюдения законодательных норм. Помимо этого, важно отметить целесообразность нормативных требований с учетом степени тяжести и характера административных правовых нарушений.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1
- Вербицкий А. В. Влияние диспозиции административно-правовой нормы об ответственности в области дорожного движения на построение административно-правовых санкций //Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2018. – №. 2 (40). – С. 59-66.
- Конин Н. М. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении. – 2013. С. 22
- Лукьянов В. В. Форма вины в дорожно-транспортных правонарушениях // Российская юстиция. – 2002. – №. 12. – С. 59-61.