Институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, определяющих появление, ликвидацию и реорганизацию юридического лица, а также совокупность нормативно-правовых актов, которые определяют организационно-правовые формы и виды юридического лица. Легальное определение юридического лица, отражено в п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].
При создании юридического лица, у которого основная цель будет извлечение прибыли, организация считается коммерческой и при ее регистрации используется одна из форм коммерческого юридического лица, которая указана в п.2 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Административная ответственность возникает за административное правонарушение, которое подразумевает под собой противоправное деяние физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Для привлечения к административной ответственности должно быть основание, которое условно можно разделить на три составляющих. Первая составляющая это нормативное основания, оно устанавливает обязанность и наказание за ее невыполнение. Второй составляющей является, фактическое основание, то есть само противоправное деяние. И уже при наличии первых двух, можно выделить третью составляющую, процессуальную, когда уполномоченный на это орган выносит определение о назначении административного наказания.
Элементы состава административного правонарушения представляют собой первичные признаки. Однако, существуют и вторичные признаки состава административного правонарушения.
Составы административных правонарушений классифицируются:
- по различным составам признаков [3, С.115]:
– простые – где присутствуют только основные признаки (фиксация сути правонарушения);
– квалифицированные – где помимо простых (основных признаков) существуют квалифицирующие признаки (повторное, неоднократное, систематическое).
- по характеру административного правонарушения:
– однозначные – где в состав правонарушения входит одно деяние;
– множественные – где состав правонарушения имеет несколько деяний.
- по последствиям, которые влекут за собой административное правонарушение;
– материальные – где присутствует негативное последствие (причинение вреда здоровью, последствия возникновения пожара, причинение ущерба и т.п.);
– формальные – где отсутствуют негативные последствия (само по себе нарушение установленной правовой нормы является правонарушением);
по объему правового регулирования административного правонарушения:
– казуальные – где деяния имеют узкую направленность;
– обобщенные – где деяния имеют широкую направленность.
- по степени конкретности административного правонарушения:
– прямые – где деяние полностью отражено относительно правовой нормы;
– отсылочные – где незаконность деяния устанавливается путем ссылки одной правовой нормы на другую.
Подытожим выше сказанное. Рассмотрев состав административного правонарушения, который является юридическим основанием для привлечения к административному наказанию, отметим что деяние, совершенное со всеми признаками состава правонарушения будет являться фактическим основанием для наступления ответственности.
Классификация состава административного правонарушения может происходить по любому признаку сфере деятельности, в зависимости от родового объекта, характера деяния, субъекта правонарушения и формы вины. Может строиться на основе конструктивных особенностей, таких как материальный состав, формальный состав и даже в зависимости от степени обобщенности признаков. Строить классификацию административного правонарушения можно и по признаку мотива поведения, который в себя включает корыстные и не корыстные цели. Как видно классификация признаков правонарушения разнообразна. Но отсутствие одного из элементов состава правонарушения, ведет к отсутствию всего состава правонарушения, а значит и к отсутствию наказания. Только наличие состава административного правонарушения является подтверждением виновного деяния и основанием к назначению административного наказания.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета. N 238-239. 08.12.1994.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Административное право: учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Инфра–М, 2018. – С. 336.
- Буравлев Ю.М. Юридическая ответственность в системе государственной службы: проблемы совершенствования // Государство и право. – 2018. – № 3. – С. 14.
- Кирин А.В. Административно-деликатное право (теория и законодательные основы). – М.: Норма-ИнфраМ, 2018. – С. 317.
- Павлова К.В. Дисквалификация как мера административного наказания // В сборнике: Законность и правопорядок в современном обществе сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 13-16.