ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 30.01.2023

Поделиться

Статья посвящена изучению административного выдворения одного из видов административного наказания, применяемого к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Административное выдворение имеет негативные последствия для иностранных граждан в виде запрета на приобретение гражданства РФ, вида на жительство, временного разрешения на проживание. В статье раскрыта сущность административного выдворения, выделены его виды, раскрыт порядок применения, а также срок его действия.

Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).

Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

 

Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения приндлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ - должностным лицам пограничных органов и войск.

В качетве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международнего договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтвержадающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В каком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

 

По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назанчении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации

Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть противоправны и подвержены данными, свидетельствующим о действительной необходимости применения к лицу столь суровой мер  ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.

Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения  за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).

Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:

- характер и тяжесть совершенного правонарушения;

- наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;

- длительность проживание иностранного гражданина в РФ;

- отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченнсоть жильем на территории РФ;

- род деятельности и профессия;

- законопослушное поведение;

- обращениео приеме в российское гражданство.

 

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет - жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п. Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Список литературы

  1. Атакуева, Н. И. Административное выдворение как вида административного наказания / Н. И. Атакуева, А. Р. Исаков //Научный альманах. — 2018. — № 9-1 (47). — С. 180—182.
  2. Костыря,А.С. Административное выдворение, депортация и реадмиссия: сравнительно-правовой анализ / А.С. Костыря // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2017.— № 2. —С. 46—49.
  3. Борисенко, Л. В. Административное выдворение как вид административного наказания: особенности и проблемы реализации / Л. В. Борисенко, А. А. Смолянина // Наука и образование : хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2019. — № 8 (111). — С. 115—117.
  4. Майорова, Е. Н. К вопросу об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства / Е.Н.Майорова // Правопорядок : история, теория, практика. — 2015. — № 4 (7).— С. 51—55.
  5. Новичкова, Е. Е. Исполнение постановлений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации / Е. Е. Новичкова, Э. Ф. Байсалуева // Вестник Уральского финансово-юридического института. — 2019. — № 1 (15). — С. 51—54.
  6. Чернышёв, К. И. Административное выдворение и депортация: юридическая природа и целевая направленность санкций / К.И.Чернышёв // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т 3, № 4 (12). — URL: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 28.01.2020).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary