АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

134

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (135), Сентябрь ‘23

Дата публикации 24.09.2023

Поделиться

В Российской Федерации правовой статус госслужащего закреплен в Конституции Российской Федерации и в Кодексе об Административных Правонарушениях, где также прописана и административная ответственность данной категории граждан. Но на всем протяжении изменения законодательства в России также менялся статус госслужащих и на сегодняшний день существуют противоречия в теории и практики применение административных наказаний для госслужащих. В статье анализируется правовой статус госслужащих в теории и как применяется административная ответственность на практике, а также в чем разница между госслужащим и должностным лицом с административно-правовой точки зрения.

В Российской Федерации правовой статус госслужащих был установлен в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ, установив несколько видов государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и служба иных видов.

Что по своей сути представляют законы о государственной службе? Законы о государственной службе – юридически закрепленные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность, правовой статус государственного служащего в Российской Федерации. В этот перечень также административно-правовая ответственность государственного служащего, которая делится на: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданскою и административную ответственность.

В сфере государственной службы к государственным служащим, а именно должностным лицам применяется специальная мера административной ответственности при условии нарушения или неисполнения своих должностных обязательств.

Для подтверждения этого, следует обратиться к административному законодательству. Кодекс об административном правонарушении дает исчерпывающий ответ, согласно ст. 2.4 государственные служащие, являясь должностными лицами, несут административную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств.

Среди государственных служащих более строгую административную ответственность несут должностные лица, ввиду особого статуса данной категории государственных служащих, поскольку нарушениями своих служебных обязанностей они нарушают права и свободы человека, а также дискредитирую государственные органы, понижая авторитет государства.

Законодателю необходимо предусмотреть специальные нормы административной ответственности для тех государственных служащих, которые нарушили права и интересы граждан, юридических лиц, а также законодательных запретов и предписаний для государственных служащих, вследствие ненадлежащего выполнения своих служебных обязанностей. Также необходимо разделить ответственность внутреннею и внешнею административной деятельности. За правонарушения, связанные с административной деятельностью государственного органа, должна быть предусмотрена административная ответственность. За внутреннею деятельность государственного органа достаточно ограничиться дисциплинарной ответственностью.

Также следует сказать, что законодатель предусмотрел административную ответственность за общие административные правонарушения, а именно мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ, а также нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах по ст. 20.21 КоАП РФ.

Особенности административной ответственности заключаются в следующем:

1. Ответственность государственных гражданских служащих приравнена по общим основаниям физических лиц.

2.  Военнослужащие в отличие от гражданских служащих несут дисциплинарную ответственность, согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, это также относится к лицам, которые были призваны на военные сборы.

3. Исключением для этой категории лиц составляют основания перечисленные в ч. 2 той же статьи.

Идея замены административной ответственности для определенной категории государственных служащих на дисциплинарную ответственность не нова. Подобная было предусмотрено статьей 16 КоАП РСФСР. В этой статье для определенной категории граждан за административные правонарушения предусматривалась дисциплинарная ответственность. К этой категории относились: работники железнодорожного, морского, внутреннего водного транспорта и гражданской авиации.

К государственным служащим относятся гражданские служащие, военнослужащие, судебные приставы и полиция, однако между ними есть принципиальные различия.

Государственные гражданские служащие осуществляют свою деятельность в органах государственной власти, исполняя обязанности руководства и должностного регламента.  Военнослужащие выполняют обязанности, которые связаны с обеспечением обороны и безопасности государства. Судебные приставы выполняют контроль и исполнение судебных решений в рамках правоохранительной сферы, сотрудники полиции занимаются обеспечением общественного порядка и предотвращения правонарушений и преступлений.

Основания привлечения государственных служащих к административной или дисциплинарной ответственности основываются на ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, нарушении законодательных норм и правил, а также на причинении вреда или нарушении прав и интересов граждан, юридических лиц и государственных органов. В случае государственных служащих, имеющих право на применение огнестрельного оружия, также действуют специальные регламенты и требования к использованию оружия в соответствии с законодательством.

Дисциплинарная ответственность возникает в случае совершения государственным служащим дисциплинарного проступка, то есть невыполнения или ненадлежащего выполнения служебных обязанностей, связанных с внутренней административной деятельностью государственного органа.

Административная ответственность государственного служащего возникает в случае совершения им административного правонарушения, то есть нарушения установленного законами нормативного регулирования с принятием виновных действий. За такие нарушения Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Это правило применяется в отношении государственных гражданских служащих, но из-за специфики правового положения не распространяется на другие категории государственных служащих.

На взгляд автора, что все государственные служащие, независимо от вида государственной службы, должны нести административную ответственность по общим основаниям без исключений. Это принцип подтверждается Конституцией Российской Федерации, которая гласит, что все граждане равны перед законом и судом независимо от различных обстоятельств. Вследствие этого, государственные служащие, совершившие административные правонарушения, также должны быть привлечены к ней в независимости от их положения, исключением являются только государственные служащие, занимающие высшие должностные чины в государственных структурах.

Необходимо учитывать, что государственные служащие могут нести и дисциплинарную ответственность вместе с административной, если совершили нарушение служебной дисциплины, которое может нанести ущерб их репутации или авторитету учреждения.

Таким образом, установление общих оснований для привлечения государственных служащих к административной ответственности позволяет соблюдать требования Конституции Российской Федерации в отношении равенства всех перед законом и судом и обеспечивает законность в государственном управлении.

Список литературы

  1. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. –Пермь, 2020. – 340 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // РГ от 31.12.2001 N 256
  3. Пуханова Ж.В., Семенова И.В. Государственный служащий в современной России: престиж и востребованность профессии // Теория и практика общественного развития. 2017. № 12. С. 27-30.
  4. Канеева Ю.Р. Роль непрерывного образования в формировании профессиональной идентичности государственных служащих // Власть. 2013. № 5. С. 53–55.
  5. Гайнельянова Ю.Ф. Социальный капитал государственных служащих: опыт эмпирического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 14. С. 96–105.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее