Административная ответственность государственных гражданских служащих - это один из элементов правового статуса служащего, способствующих улучшению качества работы государственной гражданской службы, выявлению лиц, использующих должностное положение в коррупционных целях, при этом обеспечивает защиту прав и свобод граждан и организаций, права, свободы и законные интересы.
Н.Г. Салищева отмечала, что «одним из направлений развития законодательства об административной ответственности является последовательное ужесточение ответственности должностных лиц, замещающих должности государственной службы, за административные правонарушения, посягающие на права граждан, а также в области охраны окружающей среды и природопользования, в области информатизации, в области предпринимательской деятельности. Проявляется эта тенденция и в том, что значительно чаще государственный служащий становится субъектом административно-деликтного отношения, привлекаемым к административной ответственности по составам административных правонарушений, в качестве вида ответственности за которые применяется дисквалификация, т.е. лишение права занимать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ» (см. ст. 3.11 КоАП РФ)[1].
Главным источником привлечения данного лица к административной ответственности является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в Общей и Особенной частях которого предусмотрены положения, регламентирующие порядок применения санкций к должностному лицу гражданской службы.
Государственный гражданский служащий является специальным субъектом административного правонарушения, это обуславливается тем, что за ряд противоправных деяний, указанных в Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, должностное лицо может быть привлечено только в случае, если это деяние затрагивает интересы гражданской службы в связи с исполнением служащим своих должностных полномочий. При этом он может выступать и общим субъектом, когда совершает административное правонарушение независимо от занятия должности государственного гражданского служащего. При привлечении этого лица к административной ответственности в этом случае госслужащий не будет обладать статусом специального субъекта. Это уже обычная административная ответственность граждан - физических лиц.
Основанием привлечения к административной ответственности в общем смысле для любой категории лиц является факт совершения административного правонарушения, которое выражается в деянии-действии или бездействии. В ст.2.4 КоАП сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из содержания ст. 2.4 КоАП РФ, отметим, что государственный служащий, не совершив дисциплинарного проступка, не может совершить административного правонарушения [1]. Иными словами, основанием для административной ответственности государственного служащего является совершение им деяния, одновременно несущего в себе черты дисциплинарного проступка и административного правонарушения [2].
В 2011 г. были внесены изменения в ст. 5.59 КоАП, предусматривающую административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, а далее в 2013 г. данная статья подверглась изменению в связи с тем, что право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления получили и объединения граждан, в том числе и юридические лица. В последнее время в КоАП введены новые статьи об административной ответственности должностных лиц, например: ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), ст. 5.39 (отказ в предоставлении информации).
Таким образом, закон расширяет перечень случаев, когда за нарушение своих обязанностей служащим применяются меры административного наказания.
Обязанности, возлагаемые на должностное лицо, должны быть четко сформулированы в соответствующем акте, которыми они возлагаются на данное лицо или соответствующую организацию, в которой это должностное лицо находится на службе. Это будет способствовать правильному применению на практике норм, содержащих составы должностных административных правонарушений.
Учитывая тот факт, что законодательством предусмотрен обширный перечень оснований для привлечения к административной ответственности государственных гражданских служащих, данное явление является крайне редким в юридической практике по сравнению, например, с дисциплинарными взысканиями[2, C.118]. По мнению Кизилова В.В. «административная ответственность за допускаемые гражданскими служащими административные деликты наступает в редких избирательных случаях потому, что отсутствует вневедомственный механизм реализации такой ответственности»[3, C.163].
Мерами юридического воздействия на этих лиц могут выступать предупреждение, штраф и дисквалификация. Выбор той или иной санкции зависит от того, как правоприменитель оценит противоправность деяния, совершенного государственным гражданским служащим.
Анализ поправок к Кодексу об административных правонарушениях показывает, что институт административной ответственности государственных гражданских служащих развивается, вводя новые нормы о противоправных деяниях данной категории лиц. Надо отметить достаточно разработанную нормативно-правовую базу в данной области.
На данный момент перед органами государственного управления стоит задача цифрового формирования, поиска новых методов и идей, создание новых технологий управления.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию в январе 2020 г. Президент России В. В. Путин отметил: «Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна. Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами»[5].
Обеспечение цифровой трансформации государственной гражданской службы путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений является одной из целей Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»[6].
Переход государственных органов и государственных компаний на отечественные программные продукты - это вопрос национальной безопасности. Для того, чтобы мы могли вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами, гарантировать электронную и информационную безопасность необходим цифровой суверенитет государства, сказал исполнительный директор АРПП «Отечественный софт».
Внедрение отечественных ИТ-решений в сферу правового регулирования прохождения государственной гражданской службы будет способствовать развитию надлежащего исполнения обязанностей, что сведет к минимуму административные правонарушения. Часто правонарушения государственный гражданский служащий совершает из-за загруженности работой и порой из-за сбоев в программном обеспечении.
Из вопросов правового принуждения в связи с нарушениями законодательства об административной ответственности следует, что требуется доработка на юридическом и техническом уровнях.
Можно прийти к выводу, что гражданский служащий подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, в результате которых нарушены права и интересы граждан, а также юридических лиц.
Список литературы
- Салищева Н.Г. Направления развития административно-правовых отношений в современной России // Административно - правовые отношения в условиях модернизации Российского государства: Сборник статей. М.: Институт государства и права РАН, 2011. С. 39
- Кизилов В.В. Фикция административной ответственности государственных служащих // Теория и практика административного права и процесса. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на- Дону, 2008. С. 162-169.
- Липатов Э. Г., Чаннов С. Е., Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). Юстицинформ, 2006. 205 с.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
- Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). - Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/.