Предупреждение как вид административной ответственности государственных служащих

Предупреждение как вид административной ответственности государственных служащих

Рассматривается применение в отношении государственных гражданских служащих такого вида административного наказания как предупреждение.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Поделиться

 

Впервые понятие предупреждения как меры административного наказания было установлено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июня 1926 г. "Об издании местными исполкомами и городскими Советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке".

Согласно КоАП РФ предупреждение – официальное порицание, оформленное в письменном виде. Такую меру наказания применяют в случае, если должностное лицо совершило правонарушение в первый раз, и оно не привело к имущественному ущербу и не повлекло вреда жизни и здоровью людей [1, ст. 3.4]. 

Такой вид наказания преимущественно применяется к государственным гражданским служащим совершившим административное правонарушение, которое совершено впервые и не повлекло за собой значительных последствий как для государственного органа, так и для иных лиц.

Предупреждение применяется исключительно в качестве самостоятельного вида наказания, применение которого не возможно в случаях, если правонарушение имеет признаки общественной опасности и совершено повторно.

Вынесение такого вида административного наказания предусмотрено в санкциях Особенной части КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Зачастую предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Необходимо отметить, что его применение вместо иных административных наказаний не допускается, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность таковой замены, если это не установлено в санкции соответствующей нормы. При малозначительности совершенного государственным гражданским служащим правонарушения лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может ограничиться только устным замечанием.

Вынесение такого наказания как предупреждения, также как и остальные виды наказаний, влечет определенные правовые последствия для лица его совершившего.

  Если рассматривать публично-правовое содержание предупреждения, то  данная мера административного  наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства, имеющим полномочия применять административные наказания к лицам как субъектам, находящимся в условиях административной ответственности в состоянии подчинения.

В связи с тем, что исчерпывающий перечень, кем конкретно может применяется  предупреждение не закреплен, то по сути, правомочие применять такую меру административного наказания остается за теми органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, данный вид административной ответственности применяется широким кругом органов административной юрисдикции.

Предупреждение не имеет ничего общего с устными замечаниями, оно выносится исключительно в письменной форме на бумажном носителе, в котором указывается следующая информация: кем рассматривается дело, место, дата и время составления протокола, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, основания для привлечения в соответствии с КоАП РФ, вид применяемого наказания, а также сроки и способ обжалования вынесенного постановления.

Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения [1, ст. 4.6]. При повторном совершении административного правонарушения, в течении одного года, может быть применено более строгое административное наказание.

Учитывая вышеизложенное можно выделить следующие черты предупреждения как вида административного наказания:

-  предупреждение выражается в официальном порицании деяния;

- предупреждение применяется как в отношении физического, так и в отношении юридического лица;

- предупреждение налагается только за совершение малозначительного проступка, который несет малую степень общественной опасности;

- предупреждение применяется только в качестве основного наказания;

- лицо, на которое наложили предупреждение, считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания и в случае повторного совершения однородного правонарушения будет наказано с учетом положений статьи 4.3. кодекса об обстоятельствах, отягчающих ответственность лица;

- согласно действующему кодексу, выносится в письменной форме, вынесение предупреждения в устной форме является недопустимым и не является мерой административного наказания [2, с.800].

Таким образом, можно сделать вывод, что предупреждение является самым мягким видом наказания в административном праве, имеющее свом специфические черты, которое направлено на предостережение всех видов административных правонарушений.

 

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ // в ред. от 01.07.2021 г., с изм. от 09.11.2021 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021 г.
  2. Россинский, Б.В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1-10. Постатейный научно-практический комментарий / Б.В. Россинский. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary