Особенности административной ответственности государственных служащих

Особенности административной ответственности государственных служащих

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (138), Октябрь ‘23

Дата публикации 10.10.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается возможные нарушения служебных обязанностей должностными лицами. Которые могут иметь различные административно-правовые последствия. В зависимости от тяжести преступления, обстоятельств дела и степени вины, определяется правовые меры административной ответственности. Актуальность данной темы определяется необходимостью изучения административной ответственности государственного служащего как фактора, оказывающего определенное влияние на эффективность их работы.  Также ответственность государственных служащих занимает основное место в системе административной ответственности, а в действующем Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации в качестве специального субъекта должностные лица указаны более чем в ста статьях. Объектом данного исследования выступают сами государственные служащие, а предметом изучения административной ответственности является сама ответственность госслужащего.

В законодательстве об административных правонарушениях отсутствует четко структурированный институт ответственности гражданских служащих, что подразумевает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять свои должностные обязанности в рамках служебной деятельности, иначе они сталкиваются с неблагоприятными последствиями личного, материального или организационного характера. Анализ существующего законодательства позволяет прийти к выводу, что юридическая ответственность гражданских служащих выражается в форме правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях определяет административную ответственность для гражданских служащих. Гражданские служащие не рассматриваются КоАП РФ как отдельные субъекты административной ответственности, но некоторые из них подпадают под общие признаки должностного лица, указанные в примечании к статье 2.4 КоАП РФ. В соответствии с положениями КоАП РФ, должностные лица несут ответственность, если они совершают административное правонарушение из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. КоАП РФ не содержит специальных видов административных наказаний, применяемых исключительно к государственным служащим.

При анализе нормативно-правового регулирования ответственности гражданских служащих по административному праву были обнаружены определенные недостатки. Недопустимо и противоречит принципу невозможности удвоения наказания за одно правонарушение привлечение лица к двум видам юридической ответственности. Кроме того, это приведет к смешению оснований различных видов юридической ответственности. Согласно Закону 79-ФЗ, привлечение гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является не обязанностью, а правом субъекта, обладающего дисциплинарной властью.

Административное законодательство не отличает гражданских служащих как особых нарушителей административного права. Общее определение должностного лица, которое содержится в КоАП РФ, применяется только к некоторым гражданским служащим. Кодекс также не имеет отдельной главы, в которой собраны административные правонарушения, связанные с государственной службой. Установление административной ответственности для гражданских служащих является фрагментированным и несистематическим.

Административная ответственность не может наступить без вины, что следует подчеркнуть. В совершаемых государственными гражданскими служащими административно-правовых деликтах обнаруживаются следующие формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (легкомыслие, небрежность и халатность). Важно отметить, что халатность, как форма неосторожной вины, относится к определенным случаям юридической ошибки, отличающимся от уголовного права, из-за особенностей административно-правового статуса государственного гражданского служащего и специфики совершаемых им административных правонарушений.

Для эффективной адаптации иностранного опыта в области регулирования ответственности гражданских служащих Российской Федерации предлагается следующее: вместо простого классифицирования гражданских служащих по должностям и категориям следует учесть также уровень их публично-властных функций при принятии управленческих решений. Кроме того, необходимо улучшить процедурные вопросы, связанные с привлечением гражданских служащих к юридической ответственности. В некоторых странах уже имеются специальные акты, которые регулируют эту процедуру, например, Дисциплинарный устав в ФРГ.

Авторитет власти и эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления во многом зависят от профессионализма, компетенции и уровня нравственности государственных служащих, которые являются проводниками политики государства. Гармонизация материального и процессуального законодательства в сфере административной ответственности гражданских служащих поможет усилить публично-правовой курс и создать качественный барьер против неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей гражданскими служащими. Это, в конечном итоге, приведет к укреплению государственного аппарата России и способствует улучшению социального самочувствия общества.

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary