Превышение установленного скоростного режима на дорогах общего пользования

Превышение установленного скоростного режима на дорогах общего пользования

В данной статье описываются причины и последствия превышения скоростного режима, а также проблемы их выявления и предотвращения. Кратко описывается понятие превышение скоростного режима, виды ответственности за данное правонарушение, последствия. Кратко раскрывается история изменения законодательства Российской Федерации в данной области, а также говорится о способах предотвращения нарушений скоростного режима.

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (100), Январь ‘23

Дата публикации 19.01.2023

Поделиться

В настоящее время в Российской Федерации прогрессирует грубая и опасная разновидность административного правонарушения, такая как превышение скоростного режима, которое заключается в управлении транспортным средством со скоростью, превышающей установленное скоростное ограничение.

Проанализировав данные Госавтоинспекции по Московской области по количеству ДТП и пострадавших из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, становится видно, что за 2022 год таких ДТП произошло 3 108 ДТП, в которых погибло 514 человек[1].

В нашей стране ДТП с летальным исходом происходят чаще всего из-за столкновений, выезда на встречную полосу и наезда на пешеходов, но главной причиной этих ДТП является именно нарушение скоростного режима либо из-за неправильной оценки ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо из-за умышленного нарушения, например лихачества.

За превышение скоростного режима водитель может быть привлечен к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 12.9 КоАП РФ; ст. 264.2 УК РФ).

Скорость, с которой транспортным средствам разрешается двигаться на дорогах России, установлена Правилами дорожного движения (далее – ПДД), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 с изменениями и дополнениями. В разделе 10 ПДД значения максимальной скорости движения для каждого вида транспорта, а также для каждой местности определены довольно точно.

Так, например, в соответствии с ч.10.2 ПДД РФ[2], в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Однако, ст.12.9 КоАП РФ предлагает некую «поблажку» в превышении скорости, а именно часть 1 данной статьи гласит: «Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей», что означает, что ответственность за нарушение скоростного режима наступит лишь тогда, когда водитель нарушит установленную ПДД РФ скорость на 20 км/ч, то есть при разрешенной скорости не более 60 км/ч он будет двигаться 80 км/ч. Если превышение скорости меньше допустимого значения (например, 19 км/ч), то это не образует состава административного правонарушения (ст.12.9 КоАП РФ; п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20). Узаконенное превышение скорости входит в привычку водителей, и они безмерно пользуются данными пробелами в законодательстве.

В зависимости от величины превышения скорости над максимально допустимой на соответствующем участке дороги законом предусмотрены виды административной ответственности начиная от штрафа в размере от 500 рублей до 5 000 руб. или лишение права управления автомобилем на срок шесть месяцев за превышение скорости на величину более 80 км/ч (ч.2-5 ст.12.9 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что лишение права управления автомобилем за превышение скорости на величину более 60, но не более 80 км/ч и за превышение скорости на величину более 80 км/ч не может применяться к лицу, которое пользуется им в связи с инвалидностью. При применении данного положения учитывается наличие медицинских показаний для использования инвалидом транспортных средств, являющихся одним из видов реабилитации такого лица, компенсирующих ограничение способности к передвижению и обеспечивающих удовлетворение его повседневных потребностей (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ; п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20[3]).

В соответствии с санкцией ст.12.9 КоАП РФ повторное превышение скорости влечет (ч. 6, 7 ст. 12.9 КоАП РФ) наложение административного штрафа от 2 000 до 5 000 рублей, либо лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

С 10 января 2022 года введена уголовная ответственность за неоднократное агрессивное вождение. В соответствии со ст.264.2 УК РФ (дополнена Федеральный закон от 30.12.2021 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[4]) Уголовная ответственность наступит, при наличии следующих условий:  водитель превысил скорость более чем на 60 км/час или выехал на встречную полосу;  водитель был лишен права управления транспортным средством за повторное совершение любого из указанных нарушений.

Кроме того, на основании обвинительного приговора транспортное средство, принадлежащее обвиняемому и использованное им при совершении преступления, предусмотренного ст. 264.2 УК РФ, конфискуется, то есть принудительно безвозмездно изымается и обращается в собственность государства (п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ).

Стоит учесть, что привлечение к уголовной ответственности по ст. 264.2 УК РФ не применяется в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (Примечание к ст. 264.2 УК РФ). В данном случае, лицо подлежит привлечению к административной ответственности.

При установлении факта административного правонарушения, зафиксированного при помощи специальных технических устройств, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи,  данные по каналам связи круглосуточно поступают в центр обработки информации органа ГИБДД[5]. Программно-аппаратный комплекс автоматически выявляет автомобиль, движущийся с превышением скорости, делает его фото, распознает государственные регистрационные знаки, определяет данные собственника автомобиля и формирует постановление по делу об административном нарушении.

Использование указанных технических устройств большинством водителей воспринимается крайне негативно, что влечет за собой ситуации с разрушениями, поджогами и уничтожениями технических средств, работающих в автоматическом режиме.[6]

До 2021 года в России действовала санкция за превышение средней разрешенной скорости. Принцип работы камер на среднюю скорость заключался в фиксации времени, которое водитель затратил на проезд всего участка дороги. Затем данная цифра делилась на километраж и выводилась средняя скорость движения. Так, например, если водитель проезжал четыре километра от одной до другой камеры за две минуты, то он ехал со скоростью 120 км/ч, что превышало установленный ПДД РФ скоростной режим на данном участке местности. Однако, суды от районных до Верховного, указали на незаконность подобных действий, поскольку в КоАП РФ не было нормы права, регулирующей ответственность за превышение средней скорости. Так, в п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[7] разъяснено, что материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать информацию о конкретном месте совершения административного правонарушения. В связи с чем, санкцию за превышение средней разрешенной скорости признали незаконной и отменили.

В настоящее время власти все-таки планируют вернуться к штрафам за среднюю скорость. Мнение о необходимости вновь фиксировать превышения на отдельных участках высказали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) на заседании в Общественной палате России, которое было посвящено обсуждению законодательных инициатив по регулированию фотовидеофиксации нарушений ПДД. В Ассоциации производителей дорожных камер «Око» идею о возврате фиксации средней скорости поддержали.

Преимущество такой фиксации состоит в том, что водители не только не превышают скорость, но и перестают сначала разгоняться, а потом резко снижать скорость перед камерами. Чтобы вернуть метод контроля средней скорости, необходимо внести в статью 12.9 текущего КоАП РФ закрепляющие термины «средняя скорость» и «контролируемый участок». Кроме того, нужна возможность, которая позволит указывать, что местом совершения административного правонарушения считается окончание контролируемого участка – место расположения второй камеры. Данный метод контроля средней скорости на протяженном участке используется в ряде европейских стран, однако в России остается проблемой отставание закона от технологического прогресса.

Несмотря на постоянное усовершенствование законодательства Российской Федерации в области дорожного движения, проблема совершения административных правонарушений заложена в правосознании самих участников дорожного движения. Большинство автолюбителей снижают скорость до разрешенной непосредственно при приближении к техническому устройству, работающего в автоматическом режиме, определяющему скорость движения транспортного средства. Об участках местности, оборудованными данными техническими средствами, водителей предупреждал знак 8.23 «Фотовидеофиксация», применяемый в соответствии с ПДД РФ, который был установлен перед каждой камерой. Но, поскольку, автоматических комплексов стало много, что перед каждым установить такое предупреждение, стало проблематично, с 1 сентября 2021 года из ПДД исключен знак дополнительной информации – табличка 8.23 «Фотовидеофиксация». Вместо него в соответствии с Постановлением Правительства № 2441, в раздел № 6 «Информационные знаки» приложения № 1 к ПДД внесен новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация», который могут устанавливать только на въезде в населенный пункт, а действует он на всю его территорию.

Согласно статистике ГИБДД, превышение скорости является самым частым нарушением правил дорожного движения: штрафы за нарушение скоростного режима составляют 85 % от общего количества штрафов в среднем по России, а в Москве и области – более 90 %. При этом динамика неутешительная: в 2020 году количество штрафов по этому виду нарушения составило 124 млн, это на 23 % больше, чем в 2019 году.

В 2021 году судами Российской Федерации было привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.12.9 КоАП РФ, 2 796 лиц, из которых, следует отметить, 704 лица подвергнуты административному наказанию за повторное превышение установленной скорости дорожного движения (ч.7 ст.12.9 КоАП РФ).[8] Это говорит о том, 3% граждан Российской Федерации, первично привлеченных к административной ответственности за нарушение скоростного режима, не сделали для себя должных выводов и продолжили нарушать законодательство РФ в области дорожного движения. Необходимо отметить, что исходя из смысла ст.4.6 КоАП РФ, повторностью совершения административного правонарушения следует считать совершение однородного административного правонарушения в течение одного года, то есть применительно к административной ответственности это более одного раза в год.

По статистике ВОЗ, каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 1,3 млн человек и самой распространенной причиной аварий является именно превышение скорости. По данным ВОЗ, с нарушением максимально допустимой скорости ездят 40‒50 % всех водителей. Главной причиной ДТП с летальным исходом является именно нарушение скоростного режима.

Выводы:

В первую очередь, как видно из данного исследования, превышение скоростного режима является одним из самых распространенных правонарушений, что влечет за собой большое количество ДТП, в том числе с летальным исходом.

Во-вторых, как считает Д. Давыдов (автор проекта «20 идей»[9]), «Необходимо оборудовать транспортные средства «умными» помощниками – системами интеллектуального ассистента скорости. Для России данное нововведение потребует перестроить весь авторынок». Также одним из элементов для перехода на новый порядок – это интеллектуальный ассистент, который может быть и встроенным в заводской комплектации, и устанавливаемым отдельно в сервисе. Однако при вступлении нововведений в силу необходимо запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель по умолчанию не встроил систему интеллектуального ассистента скорости. В итоге все автомобили в стране будут оборудованы «умной» системой безопасности нового поколения. Такая мера позволит бороться с лихачами и поможет гражданам, которые превышают скорость ненамеренно, а, скажем, задумавшись, не замечая ограничения скорости.

В-третьих, принять меры к ужесточению законодательства в области  дорожного движения, а именно: уменьшить допустимое значение превышения скорости, за которым наступает административная ответственность.

В-четвертых, следует также повышать культуру вождения путем профилактики нарушений правил дорожного движения путем использования автоматических комплексов видеофиксации, для чего необходимо определить в законодательстве понятие «средняя скорость».

Список литературы

  1. Решетов М. Война с треногами: Почему водителям не нужно враждебно относиться к нестационарным камерам // Российская газета. 2019. 24 июля.
  2. Федеральный закон от 30.12.2021 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – режим доступа «Консультант+».
  3. Статистические данные Госавтоинспекции по Московской области по дорожно-транспортным происшествиям [Электронный ресурс] – режим доступа http://stat.gibdd.ru/.
  4. Судебная статистика РФ [Электронный ресурс] – режим доступа https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/72.
  5. «20 идей по развитию России» [Электронный ресурс] – режим доступа https://20idei.ru/.
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс] – режим доступа «Консультант+».
  7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] – режим доступа «Консультант+».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] – режим доступа «Консультант+».

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary