Правовой статус государственных служащих: особенности реализации

Правовой статус государственных служащих: особенности реализации

В статье выявлены особенности государственного служащего. Дано определение правового статуса государственного служащего в РФ. Также в статье представлены проблемы правового статуса государственного служащего в РФ.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (37), Октябрь ‘21

Поделиться

Правовой статус государственного гражданского служащего представляет собой установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного гражданского служащего в области государственно-служебных отношений. С их изменением трансформируется и правовой статус государственного гражданского служащего (повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.). В понятие правового статуса входят основные характеристики правового положения государственного гражданского служащего, которые зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах.

Следует отметить, что общий правовой статус гражданского служащего в Российской Федерации регулируется федеральными законами.

Специальный правовой статус гражданского определяется правовым положением органа, его специализацией. Специальный правовой статус гражданского – носит профессиональный характер. Специальный правовой статсус – это , специально предоставленный гражданскому для выполнения задач и, возложенных на орган в соответствии с положением о нем.

В гл. 3 Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержится положения, которые посвящены правовому положению (статусу) гражданского служащего. В соответствии с вышеназванным законом в данную главу входят статьи, закрепляющие основные элементы административно-правового положения гражданских служащих. К данным элементам относятся следующее:

1. Права государственного гражданского служащего.

2. Обязанности гражданских служащих.;

3. Ограничения и запреты, связанные с прохождением госслужбы.

4. Требования к служебному поведению.

Законодатель закрепляет в этой главе нормы, связанные с урегулированием конфликта интересов, предоставлением сведений о доходах, расходах и размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Думается, что эти положения не являются элементами правового статуса, так как в большей мере они отражают требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим [1].

Основные и дополнительные государственные гарантии, законодательно закрепляющий порядок поощрения и награждения, а также привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности являются подтверждением значимости правового статуса государственных служащих в Российской Федерации. Ответственность государственных служащих наступает за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы.

Государственные гражданские служащие являются центральным звеном всей системы государственной гражданской службы, поэтому их правовому статусу уделяется огромное внимание, как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.

Но, тем не менее, можно выделить проблему, которой является большое количество нормативных актов, где регламентируется административно-правовой статус государственных гражданских служащих. Поскольку для того, чтобы свободно владеть информацией о своем статусе для данной категории граждан, нужно потратить значительное время, чтобы прочитать нормативные акты, поскольку данный статус регламентируется помимо двух федеральных законов еще и подзаконными нормативными актами, а также указами Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», Указ Президента РФ № 11 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственными гражданскими служащими» и др. Тем самым, такая разобщенность норм никак не способствует эффективному государственному управлению, следовательно, представляется важным для обеспечения полноценной реализации прав и добросовестного исполнения обязанностей гражданскими служащими, объединить все нормы в один кодифицированный нормативный правовой акт – Кодекс государственной службы, что, безусловно, повлияет на результативность государственного управления в Российской Федерации в будущем.

Решение экономических, социальных и иных проблем, возникших перед Российским государством в условиях роста международной напряженности, экономического кризиса, санкций, введенных против России, является невозможным без слаженной, эффективной работы государственного аппарата, основой которого является государственная служба. Ключевое значение в этой связи имеет качество кадрового состава государственных служащих [2].

Между тем, социологические опросы показывают, что проводимая реформа государственной службы практически не изменила мотивационное поведение государственного служащего.

По-прежнему мотивацией поступления не только на государственную гражданскую службу, но и на службу в органы внутренних дел, включая полицию, другие правоохранительные органы, значительной части граждан являются частные интересы, как например, обзаведение необходимыми связями для осуществления в будущем предпринимательской деятельности, стремление заработать стаж, необходимый для последующего трудоустройства в частном секторе. Нередкими при поступлении на службу являются коррупционные мотивы. Лишь незначительная часть государственных служащих целью своей деятельности считают служение гражданам и государству. Все вышеизложенное свидетельствует о сохраняющейся непрестижности государственной службы, незаинтересованности лиц, поступающих на государственную службу, в избрании карьеры служащего на длительную перспективу. Такая ситуация представляется крайне негативной. Отсутствие четкого гражданского ориентира на служение обществу и государству у значительной части государственных служащих подрывает сами основы службы [3].

Преобладание частных интересов в мотивации служащих вступают в противоречие с основополагающими принципами службы, такими как законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, стабильность государственной службы и пр.

Полагаем, что решение проблемы возможно начать путем совершенствования правового статуса государственного служащего. Высокий правовой статус государственного служащего является основной его профессионализма, важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность государственной службы, способствующим росту общественного доверия к государственным институтам. Обязательным условием этому являются надежные гарантии, обеспечивающие реальность соблюдения прав служащего. Государственные гарантии представляют собой юридические средства, обеспечивающие возможность осуществления государственными служащими их прав исполнения возложенных на них обязанностей. В современных условиях обеспечение надежной правовой защищенности государственных служащих является важным условием повышения эффективности их деятельности, позволит существенно повысить престижность государственной службы, и, соответственно, повлиять на изменение мотивации служащих [4].

Происходящие в настоящее время сокращения штатов служащих в РФ показывают, что требуются дополнительные гарантии предоставления служащим возможности продолжить службу в других государственных органах, причем как федеральных, так и региональных, включая предоставление данных о вакансиях в других субъектах Российской Федерации. Полагаем необходимым, опираясь на принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, закрепленный ст. 3 Федерального закона № 58-ФЗ, распространить гарантии замещения вакантных должностей и на органы местного самоуправления. В этой связи предлагаем законодательно закрепить и возложить на кадровые подразделения на местах обязанность предоставления каждому подпавшему по сокращение служащему информации о наличии вакантных должностей, соответствующих его квалификации, на всей территории России.

Таким образом, прочное правовое положение госслужащих выступает основополагающей характеристикой максимальной эффективности и престижа государственной службы и государства. Именно поэтому изучение правового положения государственных служащих и его составляющих выступает одним из наиболее перспективных направлений не только для научных изысканий, но и для практического становления государственной службы как социально значимого института.

Список литературы

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. от 24.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  2. Вопросы федеральной государственной гражданской службы: указ Президента РФ от 2 февраля 2013 г. № 87 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 492.
  3. Велиева Э.Ш. Организационно-правовые проблемы реализации государственными гражданскими служащими своего административно-правового статуса / Э.Ш. Велиева, С.Б. Буц // Modern Science. – 2020. – № 2. – С. 125.
  4. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: указ Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 113 (с изм. на 06.10.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 6. – Ст. 440.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary