СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

626

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 03.01.2024

Поделиться

Статья посвящена актуальным вопросам современных тенденций в реформировании административного права. Основные направления рассматриваемого исследования включают в себя влияние технологических изменений, глобализации и социокультурных перемен. В частности, статья фокусируется на использовании информационных технологий для обеспечения прозрачности и развития механизмов участия граждан в административных процессах. Также рассматриваются вопросы защиты прав граждан в административных процедурах.

Административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной власти и управления. Эта область права охватывает взаимоотношения между государственными органами и гражданами, а также между государственными органами друг с другом.

В современном обществе роль административного права становится все более значимой, поскольку оно функционирует как ключевой инструмент обеспечения порядка, защиты прав граждан, и эффективного функционирования органов власти. В условиях стремительных социальных, технологических и экономических изменений административное право выступает важным стабилизирующим фактором, регулируя властные отношения и обеспечивая сбалансированность в системе государственного управления. Сегодняшний ландшафт административной ответственности в Российской федерации является сложной картиной, отмеченную противоречивыми тенденциями. С одной стороны, ясна тенденция к повышению строгости и порядка. Возникли новые категории административных правонарушений, которые сопровождаются расширением организации административных наказаний. В связи с этим, современные условия бросают вызовы административному праву. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Технологические изменения и их влияние на системы административного управления. Современное общество переживает стремительные технологические преобразования, которые существенно влияют на системы административного управления. Инновации в области информационных технологий, автоматизация процессов и внедрение искусственного интеллекта предоставляют уникальные возможности для оптимизации государственных служб, улучшения эффективности административных процедур и обеспечения более высокого уровня обслуживания граждан. В данном контексте необходимо исследовать, как технологические изменения формируют новые требования к административному праву и как его нормативная база может быть адаптирована для учёта этих изменений.
  2. Глобализация и международное взаимодействие: адаптация административного права к новым реалиям. Процессы глобализации вносят значительные изменения в международные отношения и требуют пересмотра административного права с учетом новых реалий. Расширение международного взаимодействия, создание трансграничных организаций и соглашений представляют вызов для национальных систем административного управления. Исследование направлено на выявление тенденций адаптации административного права к глобальным вызовам и создание эффективных механизмов сотрудничества между государствами.
  3. Социокультурные изменения и их воздействие на административное право. Динамичные социокультурные изменения в обществе приводят к изменению ценностей, представлений и ожиданий граждан. Административное право, как регулятор отношений в обществе, должно соответствовать этим изменениям. Исследование направлено на выявление воздействия социокультурных факторов на нормативную базу административного права и разработку механизмов его адаптации к новым социокультурным реалиям.

К основным направлениям реформирования административного права можно отнести:

  1. Прозрачность и открытость административных процессов. Современные информационные технологии предоставляют мощные инструменты для повышения прозрачности административных процессов. Необходимо провести анализ возможностей использования цифровых платформ, электронных баз данных и систем онлайн-мониторинга для обеспечения открытости в принятии административных решений. Рассмотреть примеры успешной реализации таких технологий в других странах и предложить модели их внедрения национальном уровне.

Вторым ключевым аспектом является разработка и усовершенствование механизмов, которые обеспечивают доступ граждан к информации о деятельности государственных органов и активное участие граждан в процессах принятия административных решений. Исследование должно включать в себя оценку существующих правовых, технологических и организационных барьеров, а также предложения по их преодолению. Развитие электронных платформ для обратной связи и участия граждан может способствовать формированию более открытых и ответственных административных практик.

  1. Гарантии прав граждан в административных процедурах. Одним из приоритетов реформирования является укрепление механизмов, обеспечивающих защиту граждан от произвольных и неправомерных действий со стороны государственных структур. Исследование должно включать анализ судебных и административных процедур, предназначенных для обжалования неправомерных решений, и предложение мер по их улучшению. Особое внимание следует уделить вопросам прозрачности и доступности процессов обжалования, а также сокращению времени рассмотрения жалоб.

Примечательно, что масштабы "традиционных" ограничений существенно возросли с 2012 года. Раньше был установлен лимит, который составлял 5 тысяч рублей для физлиц, 50 тысяч рублей для должностных лиц и до 5 миллионов рублей для юридических лиц. Сегодняшняя же шкала достигает 500 тысяч, 1 миллиона и 60 миллионов рублей соответственно.

Примечательным дополнением представляет собой понятие "оборотных" административных штрафов, которое было введено в КоАП РФ в ч.1 ст.3.5. Разговор идет о штрафах, рассчитываемых по какому-либо законом алгоритму с учетом данных факторов, как преступление субъекта, удельный вес дохода, окоторой идет речь, и многое другое. Знаковый случай случился в 2022 году, когда Google столкнулась с административными последствиями в области ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ - повторное неудаление противоправной информации - вследствие чего был наложен потрясающий "оборотный" штраф в размере 21,7 миллиарда рублей. Правовой ландшафт регулярно расширяется, крометого, самый завершающий всплеск совпал с военной операцией в Украине в 2022 году, что привело к установлению административной и уголовной ответственности за действия, ставящие под угрозу безопасность и общественный порядок.

Напротив, началось антагонистическое течение в сторону гуманизации административной ответственности. В весенний период 2022 года в КоАП РФ были включены положения, которые позволяют уменьшить административные штрафы для социально которые ориентируются НПО и малого и среднего бизнеса. Но важно сторониться преувеличения доминирования именно данной тенденции.

Всестороннее исследование российского административного права требует рассмотрения административного судопроизводства. Это касается как институциональных особенностей, так и аспектов процессуальной умения, в том числе формирование специализированных органов, обычно, административных судов, и регулирование компетенции субъектов административной юстиции. Стремление к созданию независимой судебной ветви власти в Российской федерации представляется маловероятным, критика обнаружила отражение в исследованиях по административному праву. Но ненадлежащее регулирование судебных полномочий и процедур влечет за собой более существенные возможные издержки.

Эволюция российского административного права за прошедшие десятилетия ознаменовалась доктринальным отрицанием административно-законодательной природы обжалования противоправных административных актов. Принятие в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ ознаменовало собой кардинальный сдвиг, хотя весь его потенциал остается неиспользованным. Хотя пробелы и двойственные позиции сохраняются, передовая судебная практика в некотором роде компенсирует проблемы законодательства.

Подводя промежуточные итоги таких реорганизаций, можно отметить, что динамика очевидна, но координация выглядит немного неустойчивой. Данная ситуация может быть объяснена не лишь социально-экономическими и политическими факторами, но и преобладанием технократических взглядов на госуправление и административное право в России. На фоне вызовов, которые стоят перед российской государственностью и правовой системой, приоритетность прав человека становится очень важным мотивом последних преобразований в системе государственного управления. Предстоящие реформы зависят от создания и приспособлению принципов административного права, улучшения процедур и сохранения хрупкого баланса между государственными и частными интересами, защищающего их от давления внешней политики.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности обществаи государства : материалы VI Всерос. науч. практ.конф. (г. Н. Новгород, 1 июля 2021 г.) / отв. ред.А. В. Мартынов. Н. Новгород :Изд-воНижегородского гос. ун-та имени Н. И. Лобачевского,2021. 442 с.
  2. Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Тенденции и перспективы использования государственных информационных систем в государственном управлении : правовые аспекты. М. : ДМК Пресс, 2019. 172 с.
  3. Давыдов, К. В. Реформы современного административного права России: некоторые тенденции / К. В. Давыдов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2023. – № 1(52). – С. 144-151.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ [принят 30декабря2021 г : в ред. от 12декабря 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 195.
  5. М. В. Костенников, А. В. Куракин, А. М. Кононов, П. И. Кононов, А. И. Стахов, Н. Д. Эриашвили. Актуальные проблемы административного права и процесса: учеб. для вузов .-2-е изд. ,перераб. и доп.-М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- С.4.
  6. Редкоус В.М. Основные направления нового этапа административной реформы в Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 8. С. 15-18.
  7. Сафоненков, П. Н. Цифровизация производства по делам об административных правонарушениях / П. Н. Сафоненков // Вестник Российской таможенной академии. – 2023. – № 4(65). – С. 168-180.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее