Особенности осуществления таможенного контроля в эпоху цифровизации

Особенности осуществления таможенного контроля в эпоху цифровизации

В данной статье проводится анализ таможенного контроля как одного из средств обеспечения национальной безопасности и развития Российской Федерации. Автор выделяет особенности, возникающие в результате постоянного совершенствования таможенного контроля и его внедрения в трудовую деятельность посредством процесса цифровизации. В ходе исследования автор обнаружил, что есть некоторые обязательные условия для реализации таможенного управления в эпоху цифровизации.

Авторы публикации

Рубрика

Таможенное дело

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (93), Ноябрь ‘22

Дата публицакии 28.11.2022

Поделиться

Благодаря внешнеэкономической деятельности (далее-ВэД) Российской Федерации (далее-РФ) в развитие страны внесен значительный вклад. Чтобы держать ее под контролем, в РФ существует таможенное законодательство, которое постоянно совершенствуется. Доказательством этому служит стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: так, например, один из принципов стратегии — «обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности» [1]. Для достижения такой модели поведения нужны «рычаги», которые будут помогать в исполнении таможенной политики. Например, один из таких «рычагов» — таможенный контроль.

По мнению Зырянова Т. В. и Даниленко Н.И., таможенный контроль —это всего лишь одно из возможных средств, с помощью которого можно реализовать таможенную политику РФ.  Сама реализация таможенной политики возможна только при соблюдении и обеспечении соблюдения другими таможенного законодательства уполномоченными таможенными органами [2].  Отметим, что в их компетенции входит осуществление таможенного контроля, именно этот фактор подчеркивает их исключительность среди исполнительных органов власти [3].

Итак, таможенный контроль — строго регламентированная процедура, которая осуществляется в формах, предоставленных законодателем.  Например, в статье 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указаны следующие формы осуществления таможенного контроля:

- получение объяснений — это одна из форм таможенного контроля, при которой инспектор правомочен запрашивать сведения, которые имеют значение для проведения таможенного контроля, например в декларации на товары (далее-ДТ). Если опрашиваемый располагает такими сведениями, то он должен предоставить информацию инспектору [3];

- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений — также является формой таможенного контроля, при которой инспектору требуется установить достоверность и правильность заполнения различных документов и таможенной декларации, например: удостовериться, что имеются все штампы и печати, и они сравнимы с образцами; убедиться, что в ДТ нет следов подчисток, исправлений, подделки подписи или печати, иных добавлений текста и т.д.;

- таможенный осмотр, досмотр, личный досмотр — группа форм таможенного контроля, их цель состоит в визуальном осмотре багажа, почты и документов к ним, транспортных средств. Целью таможенного осмотра является подтверждение того, что заявленные в ДТ товары соответствуют предъявленным таможне. Удостовериться, что на упаковочной таре, контейнере или багаже присутствуют идентификационные признаки такие как: пломбы, печати. В таких случаях присутствие декларанта не обязательно, но при таможенном досмотре товаров должен присутствовать участник внешнеэкономической деятельности. В случае личного досмотра у инспектора могут быть основания полгать о скрываемых товарах, так как все еще есть случаи, когда правонарушители пытаются провести товары через таможенную границу, которые запрещены в соответствии с таможенным законодательством [5];

- таможенный осмотр помещений и территорий - также является формой таможенного контроля, подразумевает визуальное наблюдение за помещениями, территориями, а также товарами и документами. В том числе осмотр территорий и помещений, на которых находятся товары.

- таможенная проверка – осуществляется после выпуска товаров и является завершающей формой проведения таможенного контроля; цель – удостовериться в соблюдении декларантом законодательства, для этого осуществляется комплексная проверка другими формами таможенного контроля, обеспечивающими соответствие товаров требованиям международных договоров, актов в сфере законодательства государств-членов таможенного регулирования.

Вследствие возникновения цифровизации, которая связана с развитием цифровых технологий, таможенный контроль непрерывно меняет процедуры осуществления в рамках предусмотренных законодателем форм. [6]. Быстрое развитие — одна из черт цифровизации, поэтому любой государственный или общественный институт должен адаптироваться в сжатые сроки [7]. В рамках исследования мы выясним особенности влияния цифровизации на осуществление таможенного контроля. 

Поскольку наше государство в настоящее время находится на ранних стадиях цифровизации, то новациями, связанными с этим, являются в основном новые технические устройства, программное обеспечение, компьютерные технологии, и очень редко – электронные помощники и роботы. При этом простейшие формы таможенного контроля в виде получения объяснений и проверки таможенных и иных документов остаются в основном без изменений, поскольку осуществляются в рамках таможенной проверки. Чтобы улучшить проведение данных форм, государство внедрило специальное программное обеспечение, которое позволяет проверять документы и объяснения, полученные инспектором, на соответствие требованиям таможенного законодательства. Таким образом, таможенный осмотр, досмотр, личный досмотр — больше других форм таможенного контроля подверглись цифровизации. На данный момент существуют технические приспособления, помогающие в повышении качества выполнения данных форм и ускорении процессов таможенного контроля, например: портативные системы досмотра грузов, интроскопы, системы досмотра скрытых мест транспортных средств и др. Но нарушители изобретают новые способы сокрытия товаров и вещей, и это значительно затрудняет их нахождение, но благодаря цифровизации таможенным органам стало легче выявлять правонарушителей, которые пытаются перевезти запрещенные законодательством товары и вещи.  Например, на практике таможенных органов бывали случаи, когда товары и вещи прятались в элементах обшивки транспортного средства, в картере двигателя внутреннего сгорания, где без использования специальных досмотровых технологий найти запрещенные товары и вещи было бы невозможно. Также таможенная проверка и таможенный осмотр помещений и территорий проводится с использованием цифровых изобретений для исследования помещений и фиксации хода проведения формы таможенного контроля. Стоит отметить, что внедрение подобных технологий искусственно порождает безработицу. В худшем случае, при полной роботизации как финального этапа цифровизации, человека и вовсе вытеснят с профессии работника таможенных органов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процесс цифровизации таможенных органов протекает успешно, благодаря ему можно улучшить деятельность таможен. Наряду с этим есть ряд особенностей, которые нужно соблюдать для осуществления улучшенного таможенного контроля:

- таможенный контроль должен осуществляться только с использованием цифровой техники, прошедшей необходимые испытания и соответствующим образом сертифицированной;

- использование цифровых технологий при проведении таможенного контроля возможно только с соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности;

- соблюдение стандартов и процедур, установленных государством. Установка требований к мощности цифровых устройств и точные алгоритмы использования каждого устройства, установленные инструкцией по эксплуатации [8];

- некоторые неорганические вещества не могут быть идентифицированы автоматизированными системами досмотра, поэтому таможенный контроль с использованием цифровых технологий обязателен для таможенных органов. Без углубленной системы досмотра могут возникнуть ситуации, когда сокрытые товары и (или) вещества, покрытые такими материалами, могут перемещаться через таможенную границу;

- своевременное учитывание и предотвращение вероятности сбоев и ошибок в цифровых устройствах;

Соблюдение этих особенностей обеспечит надлежащее качество всех форм таможенного контроля. Но следует учитывать, что процесс цифровизации в этом секторе может быть завершен за счет использования роботов, которые, в свою очередь, вытеснят людей из данной сферы деятельности. К счастью, такой исход вряд ли возможен в ближайшее время, поэтому использование цифровых технологий при соблюдении простых правил положительно скажется на деятельности таможенных органов и, как следствие, на обеспечении национальной безопасности.

Список литературы

  1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.01.2022 г.)
  2. Зозуля Д.М. Цифровизация Российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы// Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Т. 8. № 1. - С. 4-5.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388‑р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // URL: http://www.consultant.ru
  4. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля // Финансы и кредит. - 2005. -№28 (196). - С. 2.
  5. Боровинских В.А., Васильева Н.В., Поверинова Е.М. Внедрение налогового мониторинга в налоговых инспекциях // Научное обеспечение реализации государственных программ АПК и сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017. - С. 60-63.
  6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), ст. 322, 323 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.01.2022 г.)
  7. Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного кон-троля//Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - №3-4 (43). - С. 76-79.
  8. Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2 (254). - С. 5-6.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary