Благодаря внешнеэкономической деятельности (далее-ВэД) Российской Федерации (далее-РФ) в развитие страны внесен значительный вклад. Чтобы держать ее под контролем, в РФ существует таможенное законодательство, которое постоянно совершенствуется. Доказательством этому служит стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: так, например, один из принципов стратегии — «обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности» [1]. Для достижения такой модели поведения нужны «рычаги», которые будут помогать в исполнении таможенной политики. Например, один из таких «рычагов» — таможенный контроль.
По мнению Зырянова Т. В. и Даниленко Н.И., таможенный контроль —это всего лишь одно из возможных средств, с помощью которого можно реализовать таможенную политику РФ. Сама реализация таможенной политики возможна только при соблюдении и обеспечении соблюдения другими таможенного законодательства уполномоченными таможенными органами [2]. Отметим, что в их компетенции входит осуществление таможенного контроля, именно этот фактор подчеркивает их исключительность среди исполнительных органов власти [3].
Итак, таможенный контроль — строго регламентированная процедура, которая осуществляется в формах, предоставленных законодателем. Например, в статье 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указаны следующие формы осуществления таможенного контроля:
- получение объяснений — это одна из форм таможенного контроля, при которой инспектор правомочен запрашивать сведения, которые имеют значение для проведения таможенного контроля, например в декларации на товары (далее-ДТ). Если опрашиваемый располагает такими сведениями, то он должен предоставить информацию инспектору [3];
- проверка таможенных, иных документов и (или) сведений — также является формой таможенного контроля, при которой инспектору требуется установить достоверность и правильность заполнения различных документов и таможенной декларации, например: удостовериться, что имеются все штампы и печати, и они сравнимы с образцами; убедиться, что в ДТ нет следов подчисток, исправлений, подделки подписи или печати, иных добавлений текста и т.д.;
- таможенный осмотр, досмотр, личный досмотр — группа форм таможенного контроля, их цель состоит в визуальном осмотре багажа, почты и документов к ним, транспортных средств. Целью таможенного осмотра является подтверждение того, что заявленные в ДТ товары соответствуют предъявленным таможне. Удостовериться, что на упаковочной таре, контейнере или багаже присутствуют идентификационные признаки такие как: пломбы, печати. В таких случаях присутствие декларанта не обязательно, но при таможенном досмотре товаров должен присутствовать участник внешнеэкономической деятельности. В случае личного досмотра у инспектора могут быть основания полгать о скрываемых товарах, так как все еще есть случаи, когда правонарушители пытаются провести товары через таможенную границу, которые запрещены в соответствии с таможенным законодательством [5];
- таможенный осмотр помещений и территорий - также является формой таможенного контроля, подразумевает визуальное наблюдение за помещениями, территориями, а также товарами и документами. В том числе осмотр территорий и помещений, на которых находятся товары.
- таможенная проверка – осуществляется после выпуска товаров и является завершающей формой проведения таможенного контроля; цель – удостовериться в соблюдении декларантом законодательства, для этого осуществляется комплексная проверка другими формами таможенного контроля, обеспечивающими соответствие товаров требованиям международных договоров, актов в сфере законодательства государств-членов таможенного регулирования.
Вследствие возникновения цифровизации, которая связана с развитием цифровых технологий, таможенный контроль непрерывно меняет процедуры осуществления в рамках предусмотренных законодателем форм. [6]. Быстрое развитие — одна из черт цифровизации, поэтому любой государственный или общественный институт должен адаптироваться в сжатые сроки [7]. В рамках исследования мы выясним особенности влияния цифровизации на осуществление таможенного контроля.
Поскольку наше государство в настоящее время находится на ранних стадиях цифровизации, то новациями, связанными с этим, являются в основном новые технические устройства, программное обеспечение, компьютерные технологии, и очень редко – электронные помощники и роботы. При этом простейшие формы таможенного контроля в виде получения объяснений и проверки таможенных и иных документов остаются в основном без изменений, поскольку осуществляются в рамках таможенной проверки. Чтобы улучшить проведение данных форм, государство внедрило специальное программное обеспечение, которое позволяет проверять документы и объяснения, полученные инспектором, на соответствие требованиям таможенного законодательства. Таким образом, таможенный осмотр, досмотр, личный досмотр — больше других форм таможенного контроля подверглись цифровизации. На данный момент существуют технические приспособления, помогающие в повышении качества выполнения данных форм и ускорении процессов таможенного контроля, например: портативные системы досмотра грузов, интроскопы, системы досмотра скрытых мест транспортных средств и др. Но нарушители изобретают новые способы сокрытия товаров и вещей, и это значительно затрудняет их нахождение, но благодаря цифровизации таможенным органам стало легче выявлять правонарушителей, которые пытаются перевезти запрещенные законодательством товары и вещи. Например, на практике таможенных органов бывали случаи, когда товары и вещи прятались в элементах обшивки транспортного средства, в картере двигателя внутреннего сгорания, где без использования специальных досмотровых технологий найти запрещенные товары и вещи было бы невозможно. Также таможенная проверка и таможенный осмотр помещений и территорий проводится с использованием цифровых изобретений для исследования помещений и фиксации хода проведения формы таможенного контроля. Стоит отметить, что внедрение подобных технологий искусственно порождает безработицу. В худшем случае, при полной роботизации как финального этапа цифровизации, человека и вовсе вытеснят с профессии работника таможенных органов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процесс цифровизации таможенных органов протекает успешно, благодаря ему можно улучшить деятельность таможен. Наряду с этим есть ряд особенностей, которые нужно соблюдать для осуществления улучшенного таможенного контроля:
- таможенный контроль должен осуществляться только с использованием цифровой техники, прошедшей необходимые испытания и соответствующим образом сертифицированной;
- использование цифровых технологий при проведении таможенного контроля возможно только с соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности;
- соблюдение стандартов и процедур, установленных государством. Установка требований к мощности цифровых устройств и точные алгоритмы использования каждого устройства, установленные инструкцией по эксплуатации [8];
- некоторые неорганические вещества не могут быть идентифицированы автоматизированными системами досмотра, поэтому таможенный контроль с использованием цифровых технологий обязателен для таможенных органов. Без углубленной системы досмотра могут возникнуть ситуации, когда сокрытые товары и (или) вещества, покрытые такими материалами, могут перемещаться через таможенную границу;
- своевременное учитывание и предотвращение вероятности сбоев и ошибок в цифровых устройствах;
Соблюдение этих особенностей обеспечит надлежащее качество всех форм таможенного контроля. Но следует учитывать, что процесс цифровизации в этом секторе может быть завершен за счет использования роботов, которые, в свою очередь, вытеснят людей из данной сферы деятельности. К счастью, такой исход вряд ли возможен в ближайшее время, поэтому использование цифровых технологий при соблюдении простых правил положительно скажется на деятельности таможенных органов и, как следствие, на обеспечении национальной безопасности.
Список литературы
- Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388‑р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // URL: http://www.consultant.ru
- Зырянова Т.В., Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля // Финансы и кредит. - 2005. -№28 (196). - С. 2.
- Боровинских В.А., Васильева Н.В., Поверинова Е.М. Внедрение налогового мониторинга в налоговых инспекциях // Научное обеспечение реализации государственных программ АПК и сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017. - С. 60-63.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), ст. 322, 323 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.01.2022 г.)
- Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного кон-троля//Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - №3-4 (43). - С. 76-79.
- Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. - 2018. - № 2 (254). - С. 5-6.
- Зозуля Д.М. Цифровизация Российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы// Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Т. 8. № 1. - С. 4-5.
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 24.01.2022 г.)