Специфика закупок
Самый большой риск в логистическом бизнесе заключается в том, что посылка не приходит. Это может произойти по ряду причин, например, выбор ненадежного партнера. Несмотря на потенциал Интернета и открытость многих регионов, в Китае все еще существуют "летучие" компании, которые получают деньги, а затем исчезают. Китайские правительственные сайты и специализированные интернет-ресурсы получают жалобы на недобросовестных поставщиков.
Появились также инспекционные компании, которые проверяют качество упаковки и состояние груза, предназначенного для продажи, чтобы помочь очистить рынок.
Чтобы защитить покупателей от неприятностей, покупатели подписывают контракты с торговцами. Логистические партнеры, имеющие представительства в Китае, предоставляют клиентам исчерпывающую информацию о поставщиках. Форс-мажорные обстоятельства возникают, например, если при погрузке, перегрузке или транспортировке товара обнаруживается его низкое качество, в этом случае компания возмещает убытки. Крупные транспортные компании обычно в состоянии компенсировать убытки, вызванные непредвиденными обстоятельствами во время перевозки. Для большинства логистических компаний такие гарантии неосуществимы. Это связано с тем, что компании не могут контролировать все этапы процесса доставки из-за вмешательства посредников.
Характеристики консолидации товаров
Как известно, в Китае больше производственных мощностей, чем торговых компаний. В России, напротив, торговые компании имеют сеть складов, где товары могут оставаться на несколько дней, недель или месяцев. Товары не остаются на китайских складах. Транспортные компании доставляют товары с завода на склад и готовят их к отправке. Оборот очень высок, и нередко товары прибывают в Москву через неделю после изготовления. Интеграция таких товаров отсутствует. Зарубежные логистические компании работают в сжатые сроки, особенно когда речь идет о консолидации по морю или железной дороге. Каждый оператор связи решает эту проблему по-своему. Например, они могут доставлять основную часть своих грузов непосредственно на станции или использовать партнерские склады в других городах.
Конкретные детали маршрутов
При выборе логистической компании необходимо учитывать, может ли она сама осуществлять доставку во внутренний Китай или полагается на посредников. От этого напрямую зависят сроки доставки и риски. Перевозчики пробуют разные модели и останавливаются на наиболее успешной. Для многих товарных групп оптимальными являются смешанные или комбинированные транспортные маршруты, такие как "море + железная дорога" или "железная дорога + автомобиль". Например, существует комбинированная перевозка из Шанхая во Владивосток по морю, а затем железнодорожным или автомобильным транспортом внутри России.
Из Китая большая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Морские перевозки занимают второе место в потоке товаров между Россией и Китаем. Сборные контейнеры также отправляются из таких крупных портов, как Шанхай и Циндао. В качестве примера можно привести Шанхай-Владивосток, Гуйчжоу-Владивосток и даже Гуйчжоу-Шанхай-Санкт-Петербург (новый маршрут).
Авиаперевозки выбирают потому, что они позволяют сократить число посредников при доставке. Есть два варианта: воспользоваться услугами крупных китайских и российских компаний с прямыми местными операциями или привлечь на первых порах небольшие региональные транспортные компании.
Что мешает развитию Нового шелкового пути из Китая в Европу
По сравнению с объемами импорта, экспорт из России в Китай все еще развивается. Однако, благодаря политике правительства по увеличению несырьевого экспорта, это направление является очень перспективным. Из Китая поступают запросы в различные регионы России, в основном на продовольственные товары, такие как зерно, масло, шоколад и свинина.
Особенности национальной таможни
Важным моментом в логистическом процессе является подготовка и проведение таможенного оформления: таможенные службы ФТС и КНР создали механизмы для пресечения серого импорта.
Поставщики могут подавать таможенные декларации несколькими способами. Они могут либо заключить договор с собственным таможенным брокером, который становится владельцем груза при таможенном оформлении, либо организовать таможенное оформление по внешнеторговому контракту (для тех, кто фактически не занимается внешнеторговой деятельностью).
Качественная подготовка — это 70% успеха. Например, вам нужно внимательно следить за своими китайскими поставщиками. Если в контейнере есть незадекларированные товары, до 20 кг рекламных брошюр производителя, весь груз будет задержан и досмотрен таможней. Важно и правильно указать код торгового наименования внешнеэкономической деятельности товара.
На этапе таможенного оформления таможенники проверяют декларацию и сопроводительные документы и досматривают товар.
Наконец после того, как товары прошли таможенный контроль, необходимо уплатить таможенные пошлины. Она состоит из таможенных пошлин, НДС, таможенных и акцизных сборов (на некоторые группы товаров).
Вы должны соблюдать правила таможенного оформления по фиксированной таможенной цене и работать по белому. В противном случае клиенты и логистические партнеры могут ожидать задержек и нарушений сроков доставки товаров на таможне.
Судебные разбирательства с таможней по поводу занижения таможенной стоимости товаров - это длительный, трудоемкий процесс, который никто не выигрывает.
Ключевые моменты развития
Россия и Китай нашли общий вектор для развития торгового сотрудничества. Рост товарооборота пропорционален ускорению и упрощению логистики
30 августа 2019 года Китай открыл зону свободной торговли с Россией в провинции Хэйлунцзян. В региональном плане зона разделена на три кластера, каждый из которых сосредоточен на определенной области сотрудничества с Россией.
В настоящее время рассматривается вопрос о создании единой зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем и ЕАЭС; ЗСТ является ключом к развитию и важным шагом на пути к интеграции внешней торговли двух стран. Она устраняет необходимость в посредниках для доставки, таможенного оформления и продажи товаров, снижая тарифы и сроки доставки. При этом необходимо учитывать все звенья цепи, включая поиск поставщиков, консолидацию при сжатых сроках поставки, планирование маршрутов и оценку рисков, связанных с таможенным оформлением.
Особенности прохождения российской таможни
Существует также список запрещенных предметов. Также необходимо заполнить таможенную декларацию. Ввоз иностранной валюты также ограничен 1 000 долларов США.
Импортные товары весом до 50 кг могут быть ввезены по упрощенной процедуре, стоимость которых не должна превышать 65 000 рублей. Существуют также предметы, которые необходимо декларировать, например, титулы, монеты, превышающие лимит, драгоценные металлы, ювелирные изделия, оружие, наркотики, культурные ценности, яды, радиоактивные вещества, предметы дикой природы и материалы, содержащие государственную тайну, например, фотографии и видео. Сюда также относятся предметы, предназначенные для получения финансовой выгоды или коммерческого использования. И, конечно же, товары, на которые распространяются количественные ограничения.
Ниже представлены примеры таможенных деклараций на русском и китайском:
Рисунок 1. Таможенные декларации