Вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» ( далее – ФЗ «О страховых пенсиях») и «О накопительной пенсии», ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 16.02.2022, с изм. от 11.10.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» ( далее – Закон №4468-1) была изложена в новой редакции: лица, указанные в ст. 1 этого Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности, в соответствии с положениями ч.4 ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж не включаются:
- периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности;
- периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №4468-1.
А учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
При этом, пенсионное законодательство не содержит нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, не влияющий на ее размер, и включить этот же период в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.
По моему мнению, отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону № 4468-1 и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, при оценке возможностей формирования ИПК для застрахованных из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1, часто возникает проблема, заключающаяся в том, что они не могут наравне с другими застрахованными успеть выработать требуемый страховой стаж (по общему правилу не менее 15 лет) и сформировать индивидуальные коэффициенты (ИПК) в должном объеме (30) к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста. При том, что они приобрели право на пенсию за выслугу лет в достаточно зрелом возрасте (около или старше 50 лет).
Также представляется необходимым отметить, что при назначении пенсии за выслугу лет достаточно часто, например, у военных пенсионеров имеется «излишняя» выслуга, которая не влияет на определение размера их пенсии за выслугу лет. Так, выслуга более 32 лет (в том числе исчисленная в льготном порядке) позволяет получить максимальный размер пенсии за выслугу лет, равный 85% от сумм денежного довольствия. Соответствующие ведомства (Минобороны России, МВД России и др.) при назначении пенсии за выслугу лет указывают фактическую выслугу и уже исходя из нее определяют размер пенсии, но в тех случаях, когда выслуга больше 32 лет, «излишние» годы выслуги автоматически не засчитываются ПФР в страховой стаж.
Причина, побудившая попытаться обратить внимание на проблемы в правоприменении ч.4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
«О страховых пенсиях», в следующем.
С июня 2021 года являюсь пенсионером ФССП России, выслуга лет для назначения пенсии при увольнении мне установлена в 28 лет 9 месяцев и 13 дней.
В настоящее время продолжаю состоять на государственной гражданской службе.
Опасаюсь, что до достижения мною возраста 65 лет, с учетом состояния здоровья, размера получаемой мною заработной платы и увеличивающейся каждый год единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, с помощью которой производится подсчет годового ИПК работающего гражданина, сформировать необходимое количество ИПК (30) мне не удастся.
При этом требуемый страховой стаж в 15 лет мною почти выработан.
Вместе с тем, в выслугу лет для назначения пенсии в ФССП России сверх полных 28 календарных лет вошел период в 9 месяцев и 13 дней, который не влияет на ее размер и в течении которого производились отчисления в фонд социального страхования (ФСС) и который возможно было бы исключить из выслуги (по моему выбору, например, какой-либо период в течении 2018 года, когда размер моей заработной платы был максимальным и, соответственно, максимальной сумма отчислений в ФСС), что позволило бы учесть около 10 ИПК при рассмотрении вопроса о назначении мне страховой пенсии.
Однако, как указывалось выше, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей при реализации гражданином права на одновременное получение двух пенсий по его выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения ему пенсии за выслугу лет, не влияющий на ее размер, и включить этот же период в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, .сделать это невозможно.
Зная, что у значительного количества граждан, получающих пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом № 4468-1, на размер пенсии не повлиял продолжительный период службы, вошедший в выслугу лет, но который не может быть учтен при назначении страховой пенсии по старости, я обратился к 4 парламентским партиям, а также Генпрокуратуру России, Минюст России, Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардию, ФСИН России, ФТС России, ФССП России (в интересах пенсионеров именно этих ведомств) с предложением выступить перед Правительством Российской Федерации с инициативой о необходимости разработки правового регулирования в части возможности исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет, не влияющего на ее размер, и включения этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости, при условии, например, что в этот период производились отчисления в ФСС.
Либо предложил, в соответствии с положениями ст. 104 Конституции Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от парламентских политических партий, в которые было адресовано обращение, выступить с законодательной инициативой самостоятельно.
Полагаю, что реализация моих предложений позволит такой категории пенсионеров выработать требуемый норматив по стажу (не менее 15 лет) для назначения страховой пенсии по старости в более короткий период, и, несомненно, на практике ускорит процесс накопления требуемой величины ИПК.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О страховых пенсиях» // «Российская газета», № 296, 31.12.2013
- Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
- Тресков, В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016.