Нормотворческая деятельность органов самоуправления в сфере молодёжной политики

Нормотворческая деятельность органов самоуправления в сфере молодёжной политики

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 10.11.2022

Поделиться

Нормотворчество в сфере молодёжной политики в Российской Федерации важно, поскольку вся деятельность основывается на отраслевых документах. Сегодня особенно актуальна муниципальная молодёжная политика, поскольку органы местного самоуправления являются наиболее приближенными к гражданам и могут активно взаимодействовать в разных аспектах с молодёжью. В данной статье анализируется важность процесса нормотворческой деятельности, приводятся меры по его совершенствованию и работы с молодёжью в целом.

Современная молодёжная политика на всех уровнях, безусловно, важное и довольно специфическое направление для прогрессивного развития общества. Это искусная и обширная часть социальной политики, включающая в себя огромное количество нужных и значительных моментов жизнедеятельности молодого поколения. К ним относятся: спорт и здоровый образ жизни, культура и политика, туризм и досуг, экология и добровольчество, наука и образование, патриотическое воспитание и масскульт, а также содействие и поддержка молодёжи в проектных начинаниях и разных жизненных ситуациях. Благодаря этому разнообразию, молодой человек может решить чем заниматься, как развиваться и проявляться, как быть личностью и профессионалом. Такой выбор показывает необходимость в молодёжной политике эффективной и совместной работы со стороны органов власти всех уровней, общественных движений и организаций, политических партий и других субъектов социальных взаимоотношений.

Сегодня у молодёжи существует немало проблем: сокращение трудовых ресурсов и низкая оплата за свой труд, обеспечение жильем во время или после получения полного образования, загруженность в учебное время, доступность образования и своевременной медицинской помощи сложного характера, невозможность получения пособий и др. Этот факт серьёзно влияет на мотивацию участия в мероприятиях молодёжной политики, использования услуг для молодёжи, получении дополнительных навыков и использования имеющихся возможностей. Вследствие чего охват молодёжи проектами существенно падает. Кроме того, в городах и округах регионов России стали нормой проблемы в работе организаций и органов власти, например: существование определённых рейтингов, на которые ведётся деятельность, либо недостаточность финансовых и других ресурсов. В связи с этим уровень организации мероприятий и предоставления услуг для молодёжи существенно снижается. Всё – это говорит о важности развития и правильной реализации молодёжной политики, а также решении всех проблем, которые имеются в данной области.

Отсюда вытекает необходимость рассмотреть аспект, прямо влияющий на молодёжную политику в стране – нормотворчество, в особенности на местном уровне. Потому как именно муниципалитет в большей степени занимается развитием молодёжи своей территории и направляет на неё свою деятельность. Муниципальная молодёжная политика самостоятельна и уникальна, реализуется с помощью конкретного механизма. В каждом субъекте формируется своя целостная система социальной поддержки молодёжи в обучении, трудоустройстве, обеспечении защиты прав и свобод, охраны здоровья, поддержки молодых семей, а также развитии потенциала и интересов личности.

В целом в России существует достаточное количество документов, регламентирующих интересующее нас направление: Конституция, Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и многие другие. Региональные органы и органы местного самоуправления на основе вышеперечисленных документов претворяют в жизнь свои, которые активно влияют на изменения в молодёжной политике конкретного города. Нет регионов, где не было бы муниципальных норм, касающихся молодого поколения и его развития.

Нормотворчество и деятельность местного самоуправления основывается в первую очередь Конституции Российской Федерации, где определены основные права и свободы человека и гражданина (глава 2). В Федеральном законе № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» в статье 10 прямо указываются полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, к которым относятся:

  • участие в реализации молодёжной политики;
  • разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодёжи на территории муниципального образования;
  • организация и проведение мероприятий по работе с молодёжью на территории муниципального образования;
  • разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодёжной политики;
  • организация и осуществление мониторинга реализации молодёжной политики на территории муниципального образования;
  • иные полномочия в сфере реализации прав молодёжи, определенные федеральными законами.

В Федеральном Законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечаются вопросы местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа, где определены функции по организации и осуществлению: мероприятий по работе с детьми и молодёжью в поселении; мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодёжью; мероприятий по работе с детьми и молодёжью в городском округе. Кроме этого, в законе указываются вопросы по направлениям, которых включены в молодёжную политику: укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержка и развитие языков и культуры народов РФ, реализация прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, организация мероприятий по охране окружающей среды, предоставление образования, организация библиотечного обслуживания и т.д. Безусловно, что это даёт право органам местного самоуправления не только реализовывать свои функции, но и развивать в разных аспектах молодёжную политику.

Органы местного самоуправления, работающие в данной сфере совместно со специалистами отраслевых муниципальных учреждений, стремятся создавать нормативную базу, которая станет гарантом осуществления прав и интересов молодого поколения, а также обоснует образование условий для развития и проявления молодёжи. Она отражается в статьях документов о местных вопросах, о работе и реализации муниципальных программ в рассматриваемом нами направлении; создании отделов и учреждений молодёжной политики, об их полномочиях. В таких нормативно-правовых актах значение придают планированию, организации и контролю над осуществляемой деятельностью последних.

Так, локальные документы, регламентирующие создание социальных и поддерживающих проектов и участие с ними в грантах, конкурсных программах, субсидиях, помогает специалистам и молодёжи, находящейся в общественной деятельности найти дополнительный ресурс и выход из проблем молодёжи. В других, узакониваются вопросы труда молодёжи [6,149] и контроль за исполнением юридических аспектов в этой связи. Зачастую в муниципальных учреждениях создаются трудовые отряды или лагеря для подростков, которые ответственны за организацию такой трудовой деятельности. Есть нормы, направленные на защиту прав по охране здравоохранения, на квалифицированную настроенность и профессиональное обучение, на досуг и улучшение состояния здоровья молодых, [6,149] за исполнение которых также назначаются ответственные лица, либо учреждения здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Кроме этого, в каждом муниципальном образовании Комиссией по делам несовершеннолетних регулируются отношения, складывающиеся в связи с устранением беспризорности и злодеяний несовершеннолетними. Активно применяются нормы, посвященные профилактике и противодействию нарушений среди несовершеннолетних подростков. С 2016 года активно развивается добровольческая (волонтёрская) деятельность, хотя присутствовала и ранее. Сегодня в регионах есть свои движения и организации, посвященные данному направлению. Нормотворчество на муниципальном уровне посвящается волонтёрской деятельности, на основе правовых актов организуются штабы и осуществляются и поощряются добрые дела детей и подростков и взрослых.

В России не только органы местного самоуправления занимаются нормотворчеством. Практически в каждом субъекте РФ на местном уровне существуют Молодёжные парламенты, либо большие общественные объединения («МГЕР», «Волонтёры Подмосковья» и др.), которые являются «мостом» между населением и властью. Как правило, в него входит неравнодушная, активная молодёжь, у которой есть опыт общественной работы, интерес к политике или юридической деятельности. Так, например, в Подмосковье Молодёжные парламенты и «Молодая Гвардия», сотрудники Молодёжных Центров и участвуют на совещаниях Администраций, отраслевых органов местного самоуправления, советов депутатов и др., докладывают о существующих проблемах молодёжи и предлагают к рассмотрению своё видение решений. Таким образом, населению проще участвовать в общественной жизни и делать выбор в пользу того или иного решения.

В целом, перед государством стоит важная задача совершенствования нормативной базы и более серьёзная реализация молодёжной политики. Это поможет внести изменения в уже имеющуюся структуру по работе с молодыми гражданами, решить некоторые проблемы, с которыми сталкивается молодёжь и дать ещё больше возможностей для её развития. Сделать это помогут меры по: усовершенствованию деятельности органов и учреждений муниципальных образований (например, реорганизация управлений или отделов по делам молодёжи, пересмотр их полномочий), устранению лишних рейтингов, на которые специалисты тратят свой ресурс, а могли бы направить на проектную деятельность, а также разработке более конкретизированных методических рекомендаций по работе с молодёжью, включив в них, в том числе, зарубежный опыт.

Таким образом, нужно сказать, что нормотворчество является важным процессом на муниципальном уровне в сфере молодёжной политики. На основе федерального законодательства органами местного самоуправления создаются акты о: поддержке общественной деятельности и различных молодёжных объединений и движений, привлекают их к сотрудничеству и осуществления реализации проектов; создаются условия для усовершенствования организации деятельности молодёжных центров и их процесса оказания муниципальных услуг для молодёжи; организуются и проводятся мероприятия культурной, патриотической, волонтёрской, спортивной направленности, а также по привлечению молодых избирателей к участию в выборах воплощаются в жизнь программы повышения правовой культуры молодых людей; привлекают к участию молодёжь в охране общественного порядка, общественных мониторингов, это и многое другое, чем активно занимаются регионы.

Стоит учесть, что И. М. Ильинский молодёжную политику формально разделяет на две части в зависимости от субъекта деятельности: государственную молодёжную политику и общественную молодёжную политику. Государственная молодёжная политика - общее социальное направление, касающееся государственных органов, и также институтов политической системы общества: политических партий, общественных объединений и движений, религиозных и благотворительных организаций, бизнес-структур и т.д. Отмечается, что без постоянного развития и взаимообогащения себя общественной молодёжной политикой государственная молодёжная политика рискует очень быстро формализоваться, при этом приобретая все признаки, свойственные государственному бюрократическому аппарату.[5,5]

Общественная молодёжная политика - «система идей, взглядов по поводу молодого поколения и его месте и роли в социальном развитии и структуре, а также практических действий других различных структур гражданского общества, нацеленных на реализацию этих идей и взглядов в социальную жизнь для достижения общественных высот и перспектив, одобряемых большинством людей» [4,288]. Она же направлена дополнять и корректировать государственную молодёжную политику различными потенциальными ресурсами и возможностями действующих общественных объединений разных отраслей, политических партий, больших корпораций.

На наш взгляд, общественная молодёжная политика является максимально приближенной к муниципальной. Процесс нормотворчества органов любого муниципального образования важен и нужен, ибо без него нельзя реализовать основные задачи государственной молодёжной политики и осуществить поэтапные действия в направлениях:

  • обеспечение соблюдения прав молодёжи и их защита;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи;
  • содействие предпринимательской деятельности молодёжи;
  • поддержка молодой семьи;
  • гарантии по предоставлению социальных услуг;
  • поддержка и сопровождение талантливой молодежи;
  • формирование условий и возможностей, направленных на физическое и духовное развитие;
  • развитие и поддержка деятельности молодёжных и детских объединений и движений;
  • интеграция молодёжи в жизнь общества, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  • создание условий для включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь муниципального образования, а также государства в целом;
  • воспитание и привитие чувств патриотизма, уважения общепризнанных принципов, ценностей и норм международного права;
  • расширение возможностей молодёжи в выборе своего жизненного пути, достижении успехов;
  • профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодёжной среде;
  • поддержка и развитие молодёжных совещательных органов;
  • развитие международного молодёжного сотрудничества.

Всё это говорит нам о том, что разнообразие аспектов молодёжной политики очень много. Нужна чёткая, усиленная и слаженная работа в данной сфере и неравнодушие к проблемам и сложностям современной молодёжи. Муниципальная молодёжная политика выступает важнейшим инструментом для развития потенциала будущего поколения и движущей силой в развитии государственной политики. Она является важной и неотъемлемой частью государства и общества.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
  2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
  3. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822
  4. Ильинский, И. М. Образование, молодёжь, человек / И.М. Ильинский. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 560
  5. Митин, А. А. Молодёжная политика и молодёжные организации: понятие и основные подходы / А.А. Митин // . - 2017. - №3. - С. 4-13.
  6. Станкевич, Г.В., Автомонова, М.В. Процесс формирования правовых основ в работе молодежных муниципальных образований / Г.В. Станкевич, М.В. Автомонова // Наука, инновации, образование: Актуальные вопросы и современные аспекты. - 2021. -С. 146-155.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее