Институт права юридической ответственности в настоящее время играет ключевую роль в формировании и поддержании правового государства на территории Российской Федерации. Юридическая ответственность напрямую связывается с совершением незаконных действий: квалификация и трактовка сущности данного понятия рассматривалась многими учеными на протяжении долгого времени. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц по сей день является одним из самых проблемных институтов законодательства о местном самоуправлении с точки зрения юридического содержания и корректировки, используемой в соответствующих нормах законодательства терминологии [1, с. 23]. Нельзя забывать и о важном принципе организации местного самоуправления, закрепленном в Основном Законе государства: законности [2]. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы и должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы. Анализ норм законодательства позволяет понять, насколько широким кругом полномочий обладают муниципальные органы, тем самым влияя на жизнедеятельность населения в экономической, социальной, культурной, финансовой и иных сферах. Но так уж сложилось, что теория зачастую не соответствует практике ввиду чего выполнение служебных обязанностей идет в разрез с требованиями, установленными федеральными и региональными нормативными актами. На государство возлагается задача по обеспечению законности в системе местного самоуправления, где ключевым звеном выступает судебная власть. Чтобы понять природу юридической ответственности следует более глубоко погрузится в сущность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления: путем принятия незаконных актов муниципальные органы нарушают права и свободы многих граждан, проживающих и находящихся на территории соответствующих муниципальных образований, а также законные интересы юридических лиц. Именно это и является основной причиной почему в современных условиях построения гражданского общества и правового государства в рамках правовых реалий РФ нуждается в институте юридической ответственности и остается наиболее острой темой правовой науки и правоприменительной практики. При отсутствии эффективного механизма противодействия юридическая ответственность носит формальный характер. Требуется существенная доработка существующих пробелов по привлечению субъектов к ответственности. В качестве примера можно привести одну из форм ответственности, выраженную в невыполнении органами местного самоуправления условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества. Данная проблема отчасти связана с правовым нигилизмом населения и отсутствием активной гражданской позиции, призывающей отстаивать свои законные права и интересы, путем подачи соответствующих исков в судебные инстанции. Кроме того, нагруженность судебной системы прямо влияет на принимаемые решения в виду сильной нехватки времени судебного аппарата дело может затянуться на долгий срок, либо быть рассмотрено без должного внимания к деталям и участникам без изучения всех существенных доказательств. По мнению доктора юридических наук, профессора Н.Н. Черногора, при исследовании вопроса об ответственности органов местного самоуправления наибольший интерес вызывает ретроспективный аспект ответственности [3].
Отсутствие развитой системы государственного контроля и механизмов ответственности органов власти на любом уровне неизбежно приведет к деформации демократической системы в целом. Природа юридической ответственности также рассматривается учеными в качестве реакции государства на совершенное правонарушение, выражающуюся в обязанности лица претерпевать меры государственного-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме лишения личного, организационного или имущественного порядка [4]. В соответствии с суждением М.А. Краснова ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона, обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу обладания определенным статусом строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона контролирует, а также оценивает данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной оценки и наличии вины она вправе определенным образом реагировать [5, с. 29]. Большинство ученых солидарны с тем, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления представляет собой неблагоприятные правовые последствия за принятые или противоправные решения, а также ненадлежащее исполнение своих задач и функций. Причиной такой негативной трактовки служит упрощенное понимание сущности явления юридической ответственности: традиционно правовая наука рассматривала вопросы ответственности любых категорий субъектов в контексте проблем государственного принуждения. Право и возможность решения вопросов местного значения накладывает определенные обязательства, выраженные в наделении большой моральной ответственностью, наравне с возможными ощутимыми последствиями от ненадлежащей деятельности. Здесь кроется проблема дистанцирования государства от последствий, что связано с выжидательной позицией до совершения определенного правонарушения и правом субъекта, права которого были нарушены, обратится в судебный орган за их защитой. Данная система ведет к сохранению низкого уровня социальных благ, укоренению коррупционной составляющей, некомфортной среды обитания населения, высокого уровня криминальной обстановки. Установление муниципально-правовой ответственности должно служить позитивной направленности, выраженной в ответственном и добросовестном исполнении своих служебных обязанностей, а также осознании санкций за неисполнение или недобросовестное выполнение возложенных функций.
Важно учесть, что муниципально-правовая ответственность призвана охранять не только нормы Основной закона государства и федерального законодательства, но и наиболее важные общественные отношения в сферах, которые могут быть напрямую не закреплены в законодательстве. Осознание сущности и природы юридической ответственности призвано усовершенствовать существующих подход и превратить систему теоретических и научных положений в эффективный механизм борьбы с правонарушениями. В условиях решения вопросов местного значения степень успешной реализации норм для улучшения жизнедеятельности населения и граждан является реализация соответствующих мер между всеми тремя уровнями власти в целях содействия сбалансированному развитию.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398
- Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Новосибирск, 1997, с. 23
- Черногор Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (вопросы теории): Дис. … к.ю.н., М., 1999
- Ардашкин В.Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970, №7
- Краснов М.А. Ответственность власти. М., 1997, с. 29