В настоящее время в Российской Федерации происходит всестороннее развитие принципа прозрачности и открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти. Государство выбрало вектор постоянного сбора данных, их аналитики и открытой публикации на официальных порталах государственных, региональных и муниципальных органов власти, а также отдельных структурных подразделений и служб. Такая политика позволила сделать открытой деятельность не только для граждан, но и для контрольных органов власти, которые выявили определенные проблемы в различных областях развития муниципалитетов.
Целесообразно проанализировать систему управления муниципальных образований. В настоящий момент структура органов власти на местном уровне представлена главой муниципального образования, представительным органом, контрольно-счетным органом, и, конечно же, исполнительно-распорядительным органом – администрацией. Вопросы финансового обеспечения возложены на местную администрацию, которая выполняет различные функции, например, разрабатывает проект бюджета, исполняет его, а также составляет отчетность о его доходах и расходах. В контексте выбранной темы исследования, следует обратить особое внимание на бюджетную систему муниципального образования. На рисунке 1 представлена общая картина структуры муниципального бюджета.
Рисунок 1. Структура муниципального бюджета [1]
Кроме перечисленных муниципальных налогов, в бюджеты также поступает часть региональных и федеральных налогов после их перераспределения. Неналоговые доходы чаще всего представляют собой денежные средства, которые поступают от частных лиц за аренду муниципального имущества, часть доходов унитарных и других муниципальных организаций, продажи муниципального имущества и другие, связанные с имуществом или хозяйственной деятельностью муниципального образования.
Расходная часть представлена большим перечнем составляющих. Так, следует сразу отметить тот факт, что расходы на выполнение отдельно переданных полномочий по законодательству должны финансироваться федеральным бюджетом. С точки зрения расходов на решение вопросов местного значения – это одна из самых объемных и проблемных составляющих бюджета. Главная проблема, которая была выявлена в результате сбора отчетности и статистики – это, конечно, нехватка бюджетных средств на их полноценную реализацию, которая в результате привела к тому, что большая часть регионов и муниципальных образований являются дотационными. Так, в первую очередь местное самоуправление старается решить наиболее важные вопросы, например, социального характера, большая часть финансовых средств направляется на работы реконструкции социально-значимых объектов, таких как школы, детские сады, больницы, а также другие учреждения социального обслуживания, например, многофункциональных центров, центров социального обеспечения, унитарных предприятий.
Переходя к вопросу эффективности использования бюджетных средств на уровне муниципального образования, следует отметить, что существует определенная система оценки эффективности реализации бюджетов, которая разработана в законодательстве РФ. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетная эффективность рассматривается с двух сторон [2]:
1. Экономичность (насколько все поставленные задачи были реализованы с использованием наименьших средств);
2. Результативность (насколько положительный эффект принесли потраченные средства);
К сожалению, в большей степени, муниципальные образования справляются неэффективно. Так, для большей наглядности, проанализируем исполнение бюджетов муниципальных образований Ростовской области. На официальном портале Министерства финансов Ростовской области по состоянию на 16 октября доступна отчетность об исполнении муниципальных бюджетов за 9 месяцев 2024 года. Возьмем данную статистику за основу. Целесообразно выбрать именно ее, поскольку до конца года осталось три месяца, и, как показывает практика и отчеты об исполнении бюджетов, большая часть администраций затрачивают основные средства именно за первые кварталы, а в последнем стараются довыполнить план, чтобы показать наилучшие результаты в конце года, а такая гонка чаще всего характеризуется неэффективным использованием бюджетных средств. Таким образом, на рисунке 2 представлена сравнительная статистика процентного исполнения бюджетов городов региона.
Рисунок 2. Процентное соотношение исполнения бюджетов муниципальных образований городского типа Ростовской области за 9 месяцев 2024 г. [3]
Как видно из диаграммы, самый низкий процент исполнения бюджета у города Новочеркасска, следующий Таганрог, затем Гуково и Волгодонск. Такой низкие показатели обусловлены определенным перечнем проблем, с которыми сталкиваются данные города. Первая, самая важная проблема – нехватка финансовых средств, о которой упоминалось ранее. Кроме того, не менее значимой является неправильная кадровая политика, так, например, в Новочеркасске часто проходят различные изменения, сравнительно недавно, в 2022 произошла замена отделов под ответственностью заместителей главы администрации. Кроме того, проблема кадрового дефицита все также остается актуальной, для большинства муниципальных образований. Молодые кадры не желают работать за низкий оклад, а если заработные платы соответствуют уровню молоды сотрудников, то отталкивающим эффектом становится отсутствие быстрого карьерного роста, жажда которого характерна для современного молодого населения.
Также к перечню проблем можно отнести изношенный имущественный и дорожный фонд муниципальных образований, которые ежегодно забирает внушительную часть муниципальных бюджетов на их восстановление. Кроме того, вложение средств в такие статьи не гарантирует их эффективного освоения, поскольку, часто бывают такие случаи, когда нанимаются недобросовестные подрядчики, которые не только плохо выполняют свою работу, но и являются причиной дополнительных трат на исправление ошибок. Старый фонд имеет свойство разрушаться без возможности восстановления, в таких случаях приходится строить некоторые объекты заново, на что необходимо больше средств.
Выявленные проблемы не являются исчерпывающими, конечно, существуют и другие. Следует принять определенные меры для их нивелирования. Так, например, проблему нехватки финансовых средств можно решить при помощи перевода крупных компаний в дотационные города, с целью привлечения в муниципальные образования дополнительных налоговых доходов не только от юридических лиц, но и от работников организаций, как процент от налога на доходы физических лиц, который вернется в муниципальную казну после перераспределения. Такой перевод можно обеспечить при помощи повышения инвестиционной привлекательности городов, например, в г. Новочеркасске начала свою работу особая экономическая зона промышленного типа «Ростовская», которая по прогнозам, к 2033 году должна принести бюджетам всех уровней более 11 млрд рублей [4].
Проблему кадрового дефицита можно решить при помощи привлечения на оплачиваемые стажировки студентов профильных образовательных учреждений [5]. Да, такая политика давно проводится во многих муниципальных образованиях, но в большей степени в крупных, например, в Ростовской области такая практика широко развития в г. Ростов-на-Дону. Но, как показывает практика, другие муниципалитеты сильно отстают в данном вопросе.
Излишние же затраты могут быть нивелированы при помощи более грамотного выбора подрядчиков. Необходимо подходить к данному вопросу не по принципу «подрядчик, предложивший наименьшую сумму за свою работу», а при помощи иных инструментов. Один из возможных вариантов – запрос от каждого кандидата проекта и его сметы, с указанием материалов, которые планируются использоваться, их качества и износостойкости. И, как следствие, выбирать подрядчика, который гарантирует качественную работу за адекватную стоимость, а не заниженную.
Если данные механизмы получат огласку, то местное самоуправление ожидают значительные перемены. Таким образом, в ближайшем обозримом будущем, государство сможет добиться перевода большинства муниципалитетов из статуса дотационных, в статус самостоятельных развивающихся территорий, каждая из которых сможет обеспечить своим жителям достойный уровень жизни, благоприятную окружающую среду, а также обеспечить всеми общественными благами, которых в настоящий момент не хватает, в полной мере.
Список литературы
- Курбанова У.А., Каймаразова М.Г. Бюджетная система муниципального образования и ее современные проблемы / У.А. Курбанова, М.Г. Каймаразова // Научно-практический журнал. – 2022. – №3, Т. 2. – с. 152-156
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, №31, ст. 3823
- «Уточненные сведения о фактическом исполнении областного и местных бюджетов за 9 месяцев 2024 года» // Официальный портал Министерства финансов Ростовской области [Электронный ресурс] URL: https://minfin.donland.ru/documents/reports/352470/ (дата обращения: 20.10.2024)
- «Губернатор Василий Голубев заявил, что к 2033 году ОЭЗ в Новочеркасске принесёт в бюджет более 11 млрд рублей» // Ёрш-Новочеркасск [Электронный ресурс] URL: https://www.ruffnews.ru/novocherkassk/gubernator-vasiliy-golubev-zayavil-chto-k-2033-godu-oez-v-novocherkasske-prineset-v-byudzhet-bolee-11-mlrd-rubley (дата обращения: 21.10.2024)
- Цвырко А.А., Сухорукова Н.В. Бюджет муниципального образования: источники формирования и эффективное использование / А.А. Цвырко, Н.В. Сухорукова // Экономическая среда. – 2021. – №2 (36). – с. 84-91