Ханты-Мансийский автономный округ является одним из наиболее стратегически перспективных регионов России, поскольку «объемы ежегодного извлечения природного газа в границах региона составляют более 80% российской добычи газа, или пятую часть от его мирового производства». Кроме того, территория округа богата и другими полезными ископаемыми, уникальными промысловыми традициями и экосистемами.
Для развития экономики региона Правительство округа использует относительно новую для России практику государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство предполагает партнерство государства и частного бизнеса (причем, по мнению исследователей, в России ведущая роль принадлежит государству), партнерское взаимодействие предполагает юридическое оформление, оно является обоюдновыгодным, предполагает объединение активов и вкладов, распределение рисков и расходов и направлено на оказание социально значимых услуг. Необходимость массового развития государственно- частного партнерства как формы реализации модели смешанной экономики связана не только с возможностью привлечения частного капитала для развития экономики в условиях ограниченных возможностей бюджета, но и с существенным положительным опытом развитых стран по использованию различных форм и механизмов государственно-частного партнерства.
В ХМАО существует законодательная база для развития практики государственно-частного партнерства, которая включает в себя закон и постановления Правительства ХМАО.
Практика государственно-частного партнерства предусматривается стратегическими документами развития ХМАО как арктического, нефтегазодобывающего региона, документами территориального планирования округа и документами территориального планирования муниципальных образовании округа.
Однако Ханты-Мансийский автономный округ не входит в число регионов-лидеров по эффективному использованию практик государственно-частного партнерства.
Проблема данного исследования связана с необходимостью понимания недостатков в использовании практики государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в экономику региона.
В случае государственно-частного партнерства традиционный вопрос о формах, методах и границах вмешательства государства в экономический процесс заменяется вопросом о методах и инструментах формирования институтов сотрудничества государства, бизнеса и общества в решении стратегических проблем, стоящих перед обществом. Осуществить критическую оценку имеющегося опыта государственно-частного партнерства необходимо, чтобы сделать данный механизм более действенным инструментом регионального экономического развития.
Эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства определяется множеством факторов. К ним можно отнести общую политическую и экономическую обстановку в стране, степень разработанности законодательной базы в области ГЧП, наличие специальных органов, направленных на развитие и поддержку ГЧП и др.
Таким образом, функционирование государственно-частного партнерства оказывает существенное положительное влияние на экономику, обеспечивая:
– повышение эффективности реализации проектов за счет участия в них частного бизнеса, который может белее эффективно в отличие от государственных институтов решать производственные и управленческие задачи в рыночных условиях;
– повышение качества обслуживания конечных потребителей, а также реализацию в наиболее короткие сроки общественно значимых проектов;
– снижение нагрузки на государственный бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализация предоставляемых услуг);
– дополнительные возможности для развития предпринимательства, что способствует решению проблемы занятости, поскольку на рынке труда повышается спрос на высококвалифицированные профессии;
– эффективную интеграцию на мировые рынки капиталов, а также привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
Список литературы
- Федеральный закон от 13.07.2015 N224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 156. 17.07.2015.
- Барабашев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
- Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. под общей редакцией Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
- Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления / Г.Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
- Морозова О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / О.А. Морозова, В.В. Лосева, Л.И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
- Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление / В.П. Орешин. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
- Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
- Чазова И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.