С наступлением цифровой эпохи все сферы жизни активно трансформируются и развивают свои методы работы и системы управления, не являются исключением и административно-правовые инструменты. В связи с цифровизацией и изменениями в деятельности органов исполнительной власти необходимо анализировать и разрабатывать актуальное и эффективное административно-правовое регулирование. Главной целью является обеспечение способности органов государственного управления выполнять возложенные на них задачи, служить обществу и гражданам, единообразным и законным образом во время цифровой трансформации.
Цифровые технологии имеют множество преимуществ, которые повышают эффективность деятельности государственных служащих. Благодаря цифровизации исполнительные органы могут автоматизировать и упростить административные процедуры, сокращая ручные операции и временные затраты. Цифровое государственное управление предоставляет более удобные, быстрые и персонализированные государственные услуги.
Цифровизация повышает открытость и прозрачность процессов деятельности государственных и муниципальных учреждений. Граждане могут проверять ход и результаты рассмотрения дел с помощью электронной системы, повышая надзор и доверие к действиям правительства. Информационные технологии позволяют лучше интегрировать и обмениваться данными между правительственными ведомствами.
Таким образом, становится очевидным то, что в настоящее время каждое государство стремиться внедрить новые цифровые системы управления органами исполнительно власти. В Российской Федерации реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»[1]. Федеральный проект направлен на достижение национальной цели «Цифровая трансформация», которая определена указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[2]. Ключевой целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели – увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 году.
Для обеспечения эффективной работы органов исполнительной власти необходимо наличие административно-правового регулирования. Оно представляет собой систему нормативных правовых актов, которые определяют порядок и условия осуществления их деятельности. Оно включает в себя правила и процедуры, которым должны следовать государственные служащие при принятии решений, осуществлении контроля и надзора, а также взаимодействии с гражданами и другими органами государственной власти.
Государственные служащие должны действовать в рамках закона, соблюдать процедуры и правила при принятии решений, а также учитывать интересы и права граждан. Для этого в административно-правовом регулировании предусмотрены механизмы контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти, включая возможность обжалования и оспаривания их решений в судебном порядке.
Административно-правовое регулирование должно успевать за тенденциями государственного управления в условиях цифровизации. Ведь с использование информационных технологий в процессах деятельности органов исполнительной власти меняются и их правовые отношения. Затрагивая теоретические аспекты административно-правового регулирования, важно отметить, что под административно-правовыми отношениями рассматриваются как отношения в процессе деятельности исполнительной власти, или как управленческие отношения, которые складываются в государственном и муниципальном управлении.
Цифровая трансформация административно-правового регулирования относится к процессу, посредством которого государственные учреждения и юридические департаменты используют информационные системы и технологии для управления и реализации административных дел, а также законов и постановлений. Важной составляющей совершенствования государственного управления в условиях цифровизации является создание электронного правительства. Электронное правительство – это система, основанная на автоматизации управленческих процессов страны, путем использования информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности взаимодействия между органами власти и гражданами.
Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года была разработана Министерством информационных технологий и связи РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой охраны РФ и одобрена распоряжением Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р. Таким образом, с данного этапа в России начался процесс формирования нормативной базы в сфере электронного правительства[3].
Благодаря цифровизации правительство существует платформа электронного правительства для реализации таких функций, как онлайн-офис, электронный документооборот и электронное утверждение. В России на данный момент граждане и государственные служащие активно пользуется порталом Госуслуги. Большое количество услуг выполняется онлайн, что удобно не только для граждан, но и для органов исполнительной власти.
Рис. 1 – Количество пользователей портала «Госуслуги»
Учитывая данные на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации[4], сервисом единого портала Госуслуг пользуется более 90 млн. человек. Из этого можно сделать вывод, что более 60% процентов граждан России предпочитают пользоваться онлайн услугами. Благодаря цифровизации происходит упрощение административных процедур, сокращается количество бумажных документов и ручных операций, а также повышается эффективность работы.
В условиях цифровизации следует создавать юридические базы данных и информационные системы для централизованного управления и хранения юридических документов, дел и нормативных актов. Так, например, оцифровка КоАП[5], в ходе которой удалось составить систему справочников, позволила сократить время на анализ данных для нормотворческой деятельности при составлении поправок в кодекс (Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ")[6]. Такие справочники были интегрированы в Реестр обязательных требований (ФГИС РОТ), что позволило выявлять наиболее нарушаемые обязательные требования и анализировать применимые санкции. Это упрощает доступ к правовой информации и ее использование, повышает юридическую прозрачность и беспристрастность. Использование информационных технологий помогает лучше контролировать и управлять юридическими процедурами для обеспечения справедливости и соблюдения требований законодательства.
В процессе административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти, изучение правовых основ открытости информации при помощи сети Интернет является важным критерием обеспечения прозрачности и ответственности государственных органов, необходимым для защиты прав и интересов граждан. Законодательство обязывают органы исполнительной власти предоставлять информацию об их деятельности в открытом и доступном виде, а также создавать и поддерживать электронные платформы, на которых граждане могут получить необходимые сведения. Таким образом, трансформация процессов деятельности органов исполнительной обеспечивает расширение участия институтов гражданского общества в управлении государством.
Необходимо проанализировать основные тенденции и перспективы развития административного права в условиях цифровизации общества. В первую очередь, использование цифровых систем требует расширение области применения административного права. Административно-правовое регулирование в контексте цифровизации должно быть более гибкими и эффективными. Традиционно административные нормы регулировали взаимодействие государства с гражданами, но в современном цифровом мире возникают новые ситуации, которые не подчиняются традиционными нормами. Например, вопросы защиты персональных данных, кибербезопасности и электронного взаимодействия требуют разработки новых нормативных актов. Административные инструмент и контроль в условиях цифровизации требуют большего количества человеческих и финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения того, чтобы административная деятельность по государственному управлению была законной и соответствовала требованиям.
В настоящее время необходимо усилить защиту прав граждан в цифровом пространстве, уделять больше внимания безопасности данных и защите частной жизни. С популяризацией оцифровки обмен данными между частными лицами, предприятиями и правительствами стал более частым. Правоохранительные органы нередко не успевают адаптироваться к новым технологиям, что требует разработки и применения новых административных норм для защиты прав граждан в условиях цифровизации.
В эпоху цифровизации возникает проблема отсутствия соответственных институтов и механизмов управления. Например, необходимо создание специализированных структур для обработки данных и управления цифровыми ресурсами. Административное право должно определить правовые рамки для таких институтов и механизмов, регламентируя их деятельность и обеспечивая соблюдение законодательства.
Административно-правовое регулирование должно уделять больше внимания трансграничному сотрудничеству и международным обменам. С ускорением глобализации развивается свободное перемещение информации и данных между странами. В этом контексте следует гармонизировать международное административное право. Это позволит достичь более эффективного регулирования цифровой среды и предотвратить возможные конфликты.
Таким образом, цифровизация государственного управления повышает эффективность, прозрачность и справедливость. Благодаря использованию информационных технологий органы исполнительной могут лучше управлять и реализовывать административные дела, а также законы и постановления, предоставлять удобные государственные услуги и защищать права и интересы граждан. Административно-правовое регулирование в контексте цифровизации должно постоянно обновляться и корректироваться в соответствии с потребностями развития современного общества. Цифровизация требует от административного права внимание к вопросам безопасности данных и защиты конфиденциальности, возникает необходимость в формировании соответствующих законов и механизмов управления для грамотной реализации деятельности органов исполнительной власти.
[1] Федеральный проект «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс] – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения: 29.11.2023).
[2] Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 29.11.2023).
[3] Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/eebb77f59e91d4654dec41cb0296e9a727e93030/ (дата обращения: 01.12.2023).
[4] Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://digital.gov.ru/ru/
[5] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 04.12.2023).
[6] Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 26.03.2022 N 70-ФЗ СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412688/ (дата обращения: 04.12.2023).
Список литературы
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://digital.gov.ru/ru/
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 04.12.2023).
- Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/eebb77f59e91d4654dec41cb0296e9a727e93030/ (дата обращения: 01.12.2023).
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" – СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 29.11.2023).
- Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 26.03.2022 N 70-ФЗ СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412688/ (дата обращения: 04.12.2023).
- Федеральный проект «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс] – URL: : https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения: 29.11.2023).