Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» [1] создаёт правовую основу для добровольного участия граждан России в поддержании общественного порядка, что стало новшеством, позволяющим населению непосредственно участвовать в осуществлении публичной власти. Так, одной их форм обеспечения участия населения в обеспечении общественной безопасности в муниципальных образованиях стали дружины.
Деятельность добровольных народных дружин направлена на оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка. Добровольные народные дружины — это общественные объединения, основанные на членстве.
Регистр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности на уровне субъекта Российской Федерации является информационным ресурсом [6]. В нём собраны сведения о созданных на территории субъекта народных дружинах и общественных объединениях, деятельность которых связана с обеспечением правопорядка.
В Республике Бурятия деятельность дружин урегулирована Законом Республики Бурятия от 4 июля 2014 г. № 557-V «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия» [2]. Согласно данному закону дружины могут создаваться по инициативе граждан.
Народные дружины играют важную роль в системе обеспечения общественной безопасности и правопорядка. В условиях современных вызовов, таких как рост правонарушений и необходимость повышения уровня безопасности, муниципальные образования Республики Бурятия взяли на себя ответственность за организацию и поддержку деятельности этих дружин. Поддержка со стороны местных властей включает в себя множество аспектов, направленных на эффективное функционирование народных дружин [3].
Основные направления поддержки дружин:
- Информирование и ресурсное обеспечение. Муниципальные образования обеспечивают дружины необходимой информацией о правовых основах их деятельности, а также предоставляют доступ к помещениям для встреч и собраний. Также важным аспектом является доступ к сети Интернет, который позволяет дружинникам получать актуальные данные и обучающие материалы.
- Координация и планирование. В каждом муниципальном образовании созданы координационные органы, ответственные за создание и развитие народных дружин. Эти органы занимаются планированием работы дружин, разработкой мероприятий, направленных на их взаимодействие. Важно, чтобы распределение сил по территории было оптимальным, а направления деятельности четко определены.
- Обмен опытом. Сбор и распространение успешного опыта работы народных дружин является важной задачей координационных органов.
- Профилактика правонарушений. Координационные органы активно участвуют в разработке и реализации мер по профилактике правонарушений. Они вносят предложения в государственные органы и общественные организации, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
- Поощрение активных дружинников. Одной из задач муниципальных органов является представление наиболее отличившихся дружинников к поощрению.
- Смотры и слеты дружинников. Для повышения сплоченности и обмена опытом проводятся смотры и слеты дружинников.
- Отчетность и учет. Координационные органы несут ответственность за отчетность о проделанной работе. Это включает в себя регулярные отчеты перед исполнительными органами соответствующих муниципальных образований о результатах деятельности дружин.
- Удостоверения народных дружинников. Важно также обеспечить хранение, учет, регистрацию и выдачу удостоверений народного дружинника. Это необходимо для легитимизации их деятельности и повышения доверия со стороны населения.
Следует отметить, что исследуемым законом предусмотрены некоторые гарантии для самих дружинников и членов их семей. Так, к примеру, в случае увечья дружиннику выдается из республиканского бюджета компенсация в размере 500000 рублей, а в случае гибели – 1000000 рублей (ст. 8 Закона Республики Бурятия от 4 июля 2014 г. № 557-V «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия»). Всего в 2024 году в Республике Бурятия функционируют 199 дружин [5]. При этом всего в Республике Бурятия за всю историю было создано 1759 добровольных народных дружин, в которых работали 48 тысяч дружинников.
В 2024 году были отмечены лучшими по результативности осуществления деятельности народная дружина «Управление образования» Курумканского района, «Муниципального Объединения «город Северобайкальск» и дружина «Металлист» Октябрьского района г. Улан-Удэ.
В 2023 году при непосредственном участии дружинников в органы внутренних дел доставлено 2197 правонарушителей, выявлено 2013 административных правонарушений, оказано содействие в раскрытии 10 преступлений, таких как преступления против жизни и здоровья граждан, собственности, экологические преступления. Отметим, что в региональном реестре Республики Бурятия зарегистрировано 1 233 дружинника [4].
Согласно отчету Министра внутренних дел по Республике Бурятия муниципальные образования в 2023 году выделили на проведение профилактических мероприятий в области обеспечения общественной безопасности 22 млн. 264,5 тыс. рублей, которые были направлены на различные мероприятия, а также на обеспечение деятельности добровольных народных дружин. Усилиями сотрудников полиции при непосредственном участии дружинников в органы внутренних дел было доставлено 2 197 правонарушителей, выявлено 2 013 административные правонарушения [4]. По городу Улан-Удэ в 2023 году было выделено субсидий для дружин в размере 3 400 000 рублей. При этом в Соглашении о предоставлении субсидии достаточно четко прописаны условия предоставления средств дружинам, порядок их использования и отчетности [7].
Следует отметить, что законом Республики Бурятия от 04.07.2014 № 557-V «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия» [2] закреплено многое, включая порядок формирования, руководство, форма удостоверения, обмундирование, социальные гарантии, но прав и обязанностей дружинников с порядком осуществления ими деятельности по охране общественного порядка не установлено. Считаем, что это огромное упущение, требующее исправления.
Также определённую трудность составляет отсутствие гласности деятельности дружин. В публичном доступе невозможно найти отчеты о деятельности дружин в республике.
Существует ряд проблем, связанных с отсутствие гласности деятельности дружин, проблем правового регулирования правового статуса дружинников. Назрела необходимость внесения поправок в Закон Республики Бурятия от 4 июля 2014 г. № 557-V «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия» относительно определения порядка осуществления деятельности дружин и дружинников отдельно.
Считаем важным освещать деятельность дружин в части планирования и отчетности их деятельности, для «прозрачности» в виду предоставления им субвенций и местных бюджетов. Более того необходимо четко определить способы взаимодействия дружин как с органами местного самоуправления, так и с иными органами публичной власти. Следует определить виды дружинников с учетом того, что есть понятие волонтеров и добровольных пожарных дружинников.
Список литературы
- «Об участии граждан в охране общественного порядка»: Федеральный закон РФ от 07.04.2014 №44-ФЗ (в ред.) // СЗ РФ. – 2014. – №14. – Ст. 1536
- «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Республике Бурятия»: Закон Республики Бурятия от 04.07.2014 №557-V // Бурятия. – 2014. – №48
- Бекетов О.И. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014г. №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»: Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 2 ноября 2015 года / О.И. Бекетов, Н.В. Шухман. – М.: Консультант-Плюс, 2016
- Подведены итоги работы добровольных народных дружин в 2023 году URL: https://03.мвд.рф/news/item/46922754 (Дата обращения: 24.08.2024)
- Реестр народных дружин Республики Бурятия. URL: https://03.мвд.рф/folder/8473768 (Дата обращения: 23.08.2024)
- Соглашение о предоставлении из местного бюджета субсидии на организацию деятельности МОО «Народная дружина» от 16.01.2023 г. №1. URL: https://ulan-ude-info.ru/upload/iblock/d66/Soglashenie.pdf (Дата обращения: 24.08.2024)