Законодательство об ответственности органов и государственных служащих в местном самоуправлении постоянно развивается и совершенствуется. Тем не менее, эта сфера правоотношений является одной из самых проблемных [1, с.24].
Существующие проблемы во многом связаны с несовершенством законодательства, регулирующего правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и, прежде всего, с правовой конкуренцией. Есть примеры частичного совпадения, противоречия, взаимного совпадения правовых норм, которые приводят к дублированию закона и выходу за пределы судебного усмотрения.
Таким образом, проблемы правового регулирования конституционно-правовой ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц остаются актуальными в течение длительного времени. Цель конституционной ответственности - обеспечение верховенства и немедленного действия Конституции Российской Федерации, ее защита и предотвращение нарушений конституционного правопорядка. По этой причине важно продолжать совершенствовать законодательство в этой сфере [3, с.34].
Пока что в развитии местного самоуправления достигнуты определенные положительные результаты. Тем не менее, как предположил С. Медведев - институт судебной юрисдикции, один из самых сложных и одновременно проблемных институтов местного права.
Как указывает И.П. Новикова, часто ошибки, допускаемые в правоприменительной практике в связи с назначением обязанностей по отношению к органам и должностным лицам местного самоуправления, связаны с юридической конкуренцией. Это связано с тем, что в законодательстве в этой сфере есть лазейки и противоречия. Есть примеры частичного совпадения, противоречия, взаимного совпадения норм, ведущих к дублированию закона и превышению пределов судебного усмотрения. В основном это происходит из-за несоблюдения одной важной особенности верховенства закона – определенности [5, с.32].
Конкуренцией правовых норм, (особенно при применении мер конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления) выступает процесс регулирования родственных общественных отношений двумя и более нормами, не противоречащими друг другу и содержащими признаки отношения, которые, однако, различаются по объему и содержанию, а приоритетность их реализации зависит от закона или усмотрения сотрудника правоохранительных органов в конкретном случае.
По предположению И.А. Алексеева, конкуренция правовых норм, регулирующих порядок применения санкций конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, во многом обусловлена несовершенством современного законодательства Российской Федерации, динамикой общественных отношений на Территории местного самоуправления, его сложности, а также федеративного характера Российского государства, с помощью которого сформировалась сложная иерархическая система правовых актов, регулирующих порядок формирования и реализации местного самоуправления [6, с.32].
Таким образом, к сожалению, в законе есть ряд существенных недостатков. Создается впечатление, что у законодательного органа не было конкретной концепции решения проблемы местного самоуправления. Как это понимать: как форму децентрализации власти и независимости местных властей или как форму самоорганизации жителей местных властей? Если под местным самоуправлением понимается автономия местного самоуправления, то в сфере местного самоуправления оно во многом ограничивается полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время закон предлагает возможность наделения органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями (пункт 4 статьи 6), что выходит за рамки концепции местного самоуправления как формы самоорганизации жителей местного самоуправления, органов местного самоуправления для решения проблем местного значения. Эта проблема в первую очередь касается области толкования и применения конституционных норм. Фактически, с одной стороны, статья 12 Конституции РФ гласит, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», а с другой - статья 132 Конституции гласит: «Органы местного самоуправления законом могут быть наделены определенными государственными полномочиями» [2, с.14].
Многие статьи закона явно неписаны. Неясно, как на практике разграничивается юрисдикция муниципалитетов, если на территории, где образован муниципалитет, есть другие муниципалитеты (ст. 6, п. 3). Не слишком конкретно сформулирована ст. 9 о государственной поддержке местного самоуправления. Думается, что серьезные проблемы возникнут в случае применения на практике ст. 13 об установлении и изменении границ муниципальных образований.
В целом чрезмерное обобщение многих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может привести к ряду трудностей в реализации и реализации демократии на практике [4, с.44].
Можно сделать следующие выводы, что муниципальное право является новой, молодой отраслью права Российской Федерации, формирование ряда составляющих его норм еще далеко не завершено и произойдет в обозримом будущем. Система новейших нормативных актов, регулирующих местное самоуправление, имеет множество препятствий, но, похоже, все это проблемы переходного периода, проблемы, которые неизбежно затрагивают каждое правовое направление, которое находится в процессе становления, и каждую новую систему норм, регулируемых в данной сфере, общественные отношения.
Список литературы
- Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
- Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2019. 238 с.
- Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
- Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва: Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.
- Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
- Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.